С 18 по 21 июня 1992 г. в Кызыле впервые прошел Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей- культурный феномен народов Центральной Азии», который явился широко представительным, высоко компетентным научным форумом.
Для участия в научной части симпозиума были приглашены из зарубежных стран: из Франции 3 доктора наук по изучению музыки: Жан-Жак Натье, Хизо Катерина Браславская, Давид Хайнер, из Японии Лео Тадагава, из Англии Каролина Намерри, из Финляндии Хеймо Лаппананен, из Швеции Лена Линдал, Томи Адальсон, переводчица Мария Никонова, тележурналист Санна Эдвард, Петер Адальсон, из США профессор Роберт Русс, Терри Элингсон, Дональд Моор, Христорнер Моор, из Турции Осман Серткая, из Голландии посол России, председатель фонда Евросоюза Максим Шапошников, из Австрии Фаил Вейис, из Германии Керетин Килановский и другие. Из аймаков Убсу-Нур, Кобдо, Баян-Улгий Монгольской Народной Республики участвуют более 20 человек.
Участвовали ученые из стран: Голландии, Монголии, ГДР, Финляндии, Швеции, Японии, и из городов России: Абакан, Горно-Алтайск, Москва, Новосибирск, Улан-Уде, Уфа, Кемерово, Красноярск. Всего участников Первого Симпозиума было 462 человека.
В докладах и выступлениях участников симпозиума были представлены материалы и выводы экспериментальных исследований, хоомей и его стили подвергались анализу, состоялись плодотворные дискуссии, получены ценные научно-практические результаты. Данные научных поисков выверялись, уточнялись и дополнялись выступлениями приглашенных на симпозиум мас-теров-исполнителей соответствующих стилей хоомея. Успех симпозиума также был обеспечен кропотливой работой создан¬ного Правительством Республики Тува оргкомитета, Союза композиторов и Министерства культуры Республики Тува. На симпозиуме царил дух сотрудничества, характерный для времени благоприятных перемен.
Именно в такое время, когда на земле тувинской возрождаются лучшие традиции национальной культуры, музыковедческий симпозиум раскрыл самобытность тувинских стилей хоо¬мея, дал убедительные основания для признания за тувинцами приоритета на хоомей в целом и его стили: сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаңнадыр, хоомей — каждый в отдельности. Итоги работы Международного симпозиума свидетельствуют о том, какое важное значение имеет совместная работа ученых разных стран по изучению и пропаганде общечеловеческих историко-культурных ценностей, каким, в частности, является хоомей.
По итогам симпозиума были приняты решения:
— открыть Международный научный центр «Хөөмей»;
— создать фонд всех записей исполнителей горлового пения;
— поднять и укрепить социальный статус исполнителя хөөмея;
— комплексно изучить хөөмей как отдельную науку.