В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва долгое время хранились различные буддийские статуи, сутры и другие религиозные атрибуты. Руководство музея с Управлением Камбы-ламы Тувы заключили соглашение о работе по систематизации буддийского фонда музея.
Во время этой работы обнаружили реликвии, сокрытые в головной части внутри статуи Будды, аналогов которых нет нигде в России. Всего было обнаружено 36 предметов, сопровождавшихся пояснительными текстами на тибетском языке. По ним удалось установить, что в них содержатся кусочки одежды, волос, ногтей Будды Шакьямуни и таких великих буддийских учителей как Наропа, Чже Цонкапа, Богдо-Гэгэн VIII, Гуру Падмасамбхава, а также в числе реликвий — горстка земли с места медитаций, освященное зерно и частицы освященного сандалового дерева.
На выставке «Священные реликвии» представлены одни из самых интересных предметов из буддийской коллекции Национального музея Республики Тыва, мы расскажем о некоторых из них.
Тханка буддийского божества Палден Лхамо – одна из защитников веры и учения в традиции Гелугпа тибетского Буддизма. Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти. Демоны болезней, демоны кладбищ и плотоядные демоны подчинены ее воле. Она оберегает от злых духов, порчи и злых языков, а также от всех внешних врагов. Из сострадания она проглатывает все земные болезни и кладет их в свой мешок или выпускает из мешка, чтобы уничтожить врагов Дхармы.
Тханка буддийского божества–Будды Шакьямуни – основоположника Буддизма. В центре картины – Будда Шакьямуни в позе касания земли. Тело Будды желтого цвета, волосы синего цвета, в его левой руке чаша для подаяния. Одежда красного цвета с золотым узором. У подножия трона Будды стоят, окруженные синим сиянием, его ближайшие ученики – Шарипутра и Маудгальяяна, держа монашеские посохи и чаши для подаяния.
Перед троном в оранжевой чаше лежат подношения: зеркало, раковина, три плода бильва, входящие в группу «восьми благих даров», поднесенных Будде при жизни, и лютня, входящая в группу «восьми алтарных подношений».
Тханка буддийского божества – Вайшравана (Намсарай) — бог богатства. Цвет его большого, округлого тела – желто-золотой, выражение лица – мирное. Его основным атрибутом во всех формах является мангуста, изрыгающая драгоценности, она символизирует щедрость, поскольку пожирает змей, воплощающих не только злость, но и жадность.
Майтрея — Бодхисаттва Сострадательный, его прихода ожидают после Будды Шакьямуни. Грядущий Учитель человечества, Будда нового мира. Майтрея — единственный бодхисаттва, которого почитают все школы буддизма. Согласно легендам, в одном из своих прошлых перевоплощений Майтрея встретил Будду Шакьямуни, который стал его учителем. Позднее, когда он медитировал, ученики Майтреи увидели ступу Просветления на его макушке. Поэтому Майтрея изображается со ступой на голове.
Майтрея родится на земле, когда люди будут жить более восьмидесяти тысяч лет. Он родится в семье брахмана, проведёт в миру двадцать тысяч лет, а затем достигнет Просветления под деревом нага в окружении 4080 учеников. Говорится, что это дерево вырастет на высоту тысячи миль и раскинется вширь на двенадцать миль, и всё будет покрыто прекрасными листьями и плодами. В настоящее время бодхисаттва пребывает на небе Тушита (это мир, где перевоплощаются многие бодхисаттвы).
Калачакра – тантрическое божество медитации. Идам, используемый в наиболее сложной системе тантр – Калачакре – тантре. Калачакра – система буддийского мировоззрения, предполагающая, что человек и мир связаны, как микрокосм и макрокосм. Согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому изменяя
себя, человек изменяет мир. По убеждениям верующих, Калачакра помогает исцеляет бесплодие.
Образ Будды – весьма значим и почитаем, но еще более высокую ступень в пантеоне тибетского буддизма занимает образ учителя, проводника и проповедника учения. Из образов тибетских лам в коллекции Национального музея РТ больше всего изображений и статуэток Цзонхавы. Этому учителю поклонялись во всех странах, где исповедовали тибетский буддизм, поскольку он являлся основателем самой распространённой школы Гелукпа и реформатором буддизма.
Допай А.М., хранитель 1-ой категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ
В июне 2016 года в Национальном музее работала известный ученый, к.и.н. Юлия Елихина, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекций.
Она описала статую Будды Шакьямуни, которая также выставляется в экспозиции «Священные реликвии».
«Будда Шакьямуни изображен в традиционной иконографии: без украшений, он восседает в алмазной позе (ваджрасана), правая рука расположена в жесте касания земли (бхумиспарша-мудра), в левой находится патра (чаша для сбора подаяния). Чаша была добавлена позднее, она несколько великовата по размеру и более поздняя по времени изготовления.
Будда имеет, согласно канонам, тридцать два главных и восемьдесят малых признаков божественного происхождения. К ним относятся: стройное пропорциональное тело, длинные руки, нежная кожа, широкие и округлые плечи и другие. Особыми признаками Будды («пробужденного») являются урна и ушниша. В махаянских сутрах урна (завиток волос между бровей) описывается как источник лучей света, освещающего миры. Ушниша представляет собой выступ на макушке, особый признак, присущий просветленным сущностям (Андросов, 2001, с. 357). Будда Шакьямуни почитается как Будда настоящего периода времени.
Мастер, изготавливавший скульптуру Будды, был хорошо знаком с долоннорским стилем, в котором сочетаются техники выколотки и литья. Особенно необычна удлиненная узкая голова Будды с очень высокой ушнишей.
Плечи у долоннорских Будд более округлые, часто правое плечо прикрыто одеянием, но не всегда. Престол и орнамент гравировки одежды напоминают этот стиль, но все-таки отличаются от него. Очень изящно выполнены кисти рук. В долоннорском стиле они обычно непропорционально большие. По-разному трактованы складки одеяния. Ступни более рельефные, чем в долоннорском стиле. Соединение основы с престолом выполнено менее аккуратно. Снизу для закрепления днища использованы небольшие гвоздики.
В целом скульптура отличается очень хорошей работой, является произведением урянхайского (тувинского) мастера и одним из шедевров музейной коллекции».