Тувинцы слывут необычайной музыкальностью. Выдающийся исследователь тувинского языка Н.Ф.Катанов 4 ноября 1889 г. в с. Аскыс Хакасии сделал в своем дневнике следующую запись: «Песен я записал здесь до 60. Но ни в одной песне я не встретил имён лиц еще живых. Зато в сойонских (тувинских – Ю.Л.) песнях есть многое, что указывает на современную жизнь. Остроумия и сатиры в сойонских песнях больше, потому что они к импровизации способные, нежели наши минусинские татары. Сойонцы сложили про меня 3 песни». (Письма Н.Ф.Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. Приложение к XXIII тому Записок имп: Ак.наук» №8, СПб., 1893, с.18)
Недолго пробыв в Туве в 1909 г., сибирский этномузыковед А.В.Анохин метко подметил: «Из всех тюркских племён сойоты (тувинцы – Ю.Л.) самое певучее племя. … У сойот 95% поющего элемента.
Песня у сойот выражается словом «ыр». Мелодия её достигает большого развития, чем у качинцев и сагайцев. В творчестве сойотов отсутствует постороннее музыкальное влияние, мелодия самобытна». (Рукописный фонд ТНИИЯЛИ, д.864, л.19). А в 1914 г. И.Г.Сафьянов, говоря о том, какое важное значение имеет поэзия в жизни тувинцев, какие мелодии льются из юрты по утрам, как поёт тувинец, собирая в степи скот, переправляясь через могучие волны Енисея, писал: «На все случаи жизни сойоты слагают песни, придумывают сказки, но ничто так не волнует их простые, возлюбленные души, как весеннее пробуждение природы. Любимые дети её – они тогда совершенно теряют головы и поют, почти без конца. Поют о красоте своего края, о широте его степей, поют о многоводном красавце Улуг-Хеме, о горных вершинах Танну-Ола, о прекрасных цветах и дивном аромате их. Поют о птицах, насекомых, и дикой волшебной красоте своих заповедных лесов, о белом мраморе Хаярхана…Это преклонение перед матерью всего сущего, великой волшебнице – природа является могучим лейтмотивом сойотской поэзии». («Минусинский листок», 1915. 11 января)