Предмет «Музыкальная композиция» (сочинение музыки) входит в комплекс дисциплин музыкально-теоретического цикла, являясь «предметом по выбору» учащегося, и наряду с ними способствует становлению и развитию музыканта-профессионала.
В истории музыкального образования существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. Искусно сымпровизировать произведение на заданную тему считалось высшим достижением исполнителя. Импровизатор рассматривался как композитор высшего уровня. Такими были Бах, Моцарт, Бетховен и другие гениальные композиторы.
Каждому преподавателю композиции хочется вырастить таких же музыкантов, которые не только хорошо обучаются на своем музыкальном инструменте, но и твердо знают азы теории музыки, имеют широкий музыкальный кругозор, способны выразить свои музыкальные мысли на каком-либо инструменте, т.е. импровизировать и сочинять. Неслучайно композиция считается основополагающим видом музыкального творчества – ведь, чтобы исполнить и услышать музыку, ее надо сочинить. И отсутствие данной деятельности в системе массового музыкального образования негативно сказывается на музыкальном творчестве детей.
Если условно разделить музыкальное творчество на слушательское, исполнительское и импровизационное, то получается то, что в музыкальных школах слушательскому и исполнительскому творчеству ученика уделяется достаточно много внимания и времени на уроках по специальности, сольфеджио и музыкальной литературе. Импровизации и композиции педагоги не придают должного значения, а это может привести к одностороннему развитию детей, торможению их творческого потенциала.
Существует распространенное мнение, что композицией нужно заниматься только с одаренными детьми. При этом те ученики, которые занимаются композицией, якобы в будущем также непременно должны стать композиторами. Такие мысли совершенно безосновательны. Ведь в общеобразовательных школах сочинения по литературе пишут все ученики, но ведь не все они становятся писателями. Задача предмета «Композиция» не в том, чтобы сделать всех учащихся композиторами (хотя эту возможность не стоит сбрасывать со счетов), а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ученика, чтобы он стал личностью. Учащиеся, которые начали заниматься композицией, будут еще глубже знать музыку, ведь она, развивая творческие способности ученика, развивает и его мышление, общемузыкальный и внутренний слух, память, чувство формы, чувство инструмента, чутье ансамбля, музыкальность, а также способствует желанию учиться. Это важно как для детей с хорошими, так и для детей с посредственными музыкальными способностями. Учащиеся, занимающиеся музыкальным творчеством, как правило, показывают более высокие результаты по исполнительской специальности и по теоретическим дисциплинам.
Составление программы по композиции связано с рядом трудностей, прежде всего, с факультативным статусом этой дисциплины. Очень редко получается так, чтобы ученик начал заниматься композицией с первого класса и продолжал до самого выпускного экзамена. Обычно дети приходят в класс композиции уже после того, как у них проявляется творческий интерес. А это может произойти в любой момент, поэтому учащиеся начинают заниматься, имея различную теоретическую подготовку. Соответственно, и времени на занятия композицией может быть отведено от одного года до 7-8 лет. Следует учитывать и тот факт, что скорость усвоения материала у разных учащихся может отличаться. Все эти обстоятельства требуют сугубо индивидуального подхода к каждому ученику.
Исходя из этих условий, целесообразно отказаться от традиционной структуры разделения программы по классам с поурочными планами в пользу пусть и очень условного, но в большей степени соответствующего реальной практике, разделенная на два этапа обучения (начальный и основной), на каждом из которых решается определенный круг задач. Невозможно так же и точная хронологизация каждого из этапов. В данной статье рассматривается начальный этап обучения композиции.
Краткие методические советы преподавателям композиции
Главной задачей преподавателя, является – не «задавить», а помочь «раскрыться», выявить творческую индивидуальность юного композитора.
Даже малохудожественный музыкальный материал, принесенный учащимися для работы на уроке, должен быть признан преподавателем как положительное явление и поощряться как пример творческого усилия со стороны ученика.
Основным методом работы является метод анализа сочинения учащегося.
Формы работы на уроках композиции:
- импровизация, выполнение различных упражнений по разным темам;
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- работа над собственным сочинением (подготовка композиций к концертному исполнению).
- Импровизация:
а) на заданную тему (образ). б) на заданную мелодию.
в) в заданной фактуре. г) в различных жанрах.
Это форма работы способствует развитию фантазии. Импровизируем в основном на фортепиано, так как все учащиеся владеют навыками игры на этом инструменте. Импровизацией можно заниматься и на уроках и дома. Задается импровизация в отдельных формах – это простые формы может быть в пределах периода, предложения и даже фразы.
Выполнение различных упражнений связано с изучением той или иной темы, с изучением определенного теоретического материала.
- Анализ музыкальных произведений.
Это целостный анализ музыкального произведения (миниатюры).
- Образная характеристика, эмоциональный тон, жанр произведения, стиль.
- Структурный анализ: форма, логика развития, методы развития музыкальной мысли, фактурный анализ и т.п.
Это очень важная полезная форма работы, в результате анализа произведений различных авторов у учащихся расширяется музыкальный кругозор, происходит знакомство со структурными законами произведений и постижение логики музыкального мышления и методов развития тематизма.
- Разбор собственного сочинения.
Учащиеся показывают свое сочинение и вместе с педагогом анализируют. Это целостный анализ: образно-эмоциональная характеристика, жанр произведения и поиск интонационных источников. Разбор формы, фактуры, развития логики, средств выразительности тонального плана и пр.
На первом этапе запись сочинений учеников ведется педагогом. В дальнейшем ученик должен будет научиться записывать нотный текст своих сочинений.
Форма обучения предмета «Композиция» в старших классах только индивидуальная, а в младших и средних – групповая (не более 3-х человек в одной группе) или индивидуальная. В конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки и отчетные концерты, где учащиеся демонстрируют лучшие результаты своих работ (как минимум две работы за год). Для полноценного выявления и развития творческих способностей учащихся необходимо, чтобы музыка была не только написана, но и исполнена в концерте, услышана и оценена слушательской аудиторией. Ведь занятия композицией направлены на практический результат, т.е. выступление учащегося в концерте со своим сочинением.
https://static.tildacdn.com/tild3363-3832-4138-b334-643564633036/1447627072.jpg
Автор статьи: У. Б. Хомушку
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 94-96.