Чанзы – 3-хструнный щипковый инструмент. Также к струнно-щипковым инструментам относятся: балалайка, гитара и домра. В отличие от гитары и балалайки у чанзы звук извлекается медиатором.
Цели и задачи данной статьи – раскрытие вопроса о развитии двигательно-моторных умений и навыков на занятиях по классу чанзы у учащихся детских школ искусств. В работе преподавателей по классу чанзы первоначальной задачей является посадка, постановка рук и звукоизвлечение. Одним из важных вопросов начального периода обучения является постановка инструмента, (т.е., его удержание, так как корпус инструмента имеет свойство скользить), организация игрового аппарата, устранение зажатости. Также сразу стоит решить вопрос с болевыми ощущениями в пальцах левой руки при прижатии струн. Если устранить эти проблемы, то дальнейшее музыкально-техническое развитие в обучении ребёнка должно быть успешным.
Для устранения проблемы по удержанию инструмента и достижения устойчивого положения инструмента в современных условиях нужно использовать коврики-липучки из синтетических материалов, которые кладутся на нижний и верхний край корпуса инструмента. Также исполнитель должен иметь подставку под правой ногой.
Ещё одной проблемой у детей являются сильные болевые ощущения в подушечках пальцев левой руки при нажатии на струны инструмента (из-за сильного натяжения металлических струн). Чтобы избежать болевых ощущений на начальном периоде обучения, ученик должен играть по 5-6 раз в день не более 15 минут. Либо первый день несколько часов играть на инструменте и отдыхать 2-3 дня. И после отдыха вновь повторять в том же режиме. Когда на пальцах появятся мозоли, тогда исчезнет боль при прижатии струн. Мозоли в старших классах обычно появляются уже примерно через 2-3 недели. А в младших классах этот процесс растягивается на месяц-полтора. И здесь существует реальная опасность, что из-за болевых ощущений ребенок может бросить занятия. Примерно 20% детей бросают занятия на этом этапе. Задача педагога – грамотно сбалансировать нагрузку на ребенка.
Ещё одна не менее важная задача педагога – это научить ученика грамотно распределять мышечные усилия во время игры. Ученик должен уметь правильно распределить напряжение и свободу. Неграмотное распределение напряжения мышц может привести к негативным последствиям.
Мышца обладает эластичностью. Эластичность – это способность тела изменять свою первоначальную форму в результате какого-либо воздействия.
Напряжение мышц сопровождается большой затратой энергии. Плохо освоенные моторные навыки требуют излишней энергии. Ученик, впервые берущий в руки инструмент, напрягает мышцы всего тела, прилагая много усилий, и тем самым быстро устаёт. Таким образом, чем больше силы и мощности в звучании добивается исполнитель, тем активнее участвует в движении его предплечье, плечо, тем больше амплитуда движения кисти, и за счет всего этого бывают изменения в положении корпуса за инструментом. Для соответствующего управления этими движениями чанзист должен понять для себя, в каких случаях они являются необходимыми, а в каких будут лишними. Движения должны быть свободными, удобными и экономичными.
Преподаватель должен владеть системой тренингов с разными задачами, например это могут быть разного рода физические упражнения (зарядка).
В игре исполнителя на чанзы различают три основные формы движения: нажим, толчок и бросок. Например, один и тот же повторяющийся пассаж создает усталость и зажим, но если подключить движение локтя левой руки, то выполнить это будет легче. Иногда ученики допускают лишние движения рук и пальцев: слишком высокий подъем пальцев левой руки; большую, чем это необходимо, амплитуду движений правой руки; чрезмерный наклон корпуса к инструменту. Сопутствующие движения в игре музыканта в большей степени зависят и от эмоционального состояния. У некоторых учащихся эмоция отражается не только в движениях рук и корпуса, но и в наклонах и поворотах головы, мимике.
Немаловажное значение в работе исполнителя имеют такие качества, как быстрота, сила, ловкость и выносливость. Нужно научиться различать движения, выражающие подлинные и показные эмоции.
Виртуозность движения пальцев и кисти левой руки, перестройка всего аппарата в зависимости от характера произведения обусловлена быстрыми изменениями нервно-мышечного аппарата. В процессе занятий эта быстрота увеличивается, и в итоге вся система настраивается на более высокий ритм. Тем не менее, в ходе работы над беглостью нужно осторожно и постепенно повышать темпы. Если ученик переходит к быстрым темпам слишком рано, когда у него нервно- мышечный аппарат еще не подготовлен к выполнению данного темпа, пальцы левой руки перестают слушаться, а в правой руке возникает «зажим».
Ловкость рук позволяет выполнять сложные движения, такие как: игра пассажей, скачки в быстрых темпах и так далее. Это качество обусловлено индивидуальными возможностями нервной системы. Ловкость развивается при постепенном повышении быстроты технических пассажей и многократными повторениями их в быстром темпе.
Сила – двигательное качество, которое связано с напряжением мышц. Чанзистам в работе над произведениями, которые требуют большой силы звука и быстрого темпа, следует соблюдать осторожность и увеличивать нагрузки на обе руки постепенно.
Выносливость музыканту понадобится при исполнении виртуозных произведений. Работа над ней может продолжаться лишь до появления мышечной усталости и до первых ощущений скованности в руках.
В заключении хочется отметить что, вырабатывание этих качеств, улучшает нервно- мышечный аппарат, и движения становятся более экономными и свободными. Сокращение мышц занимает все меньшую часть рабочего цикла, а период расслабления становится длиннее. Такая координация в нервно-мышечном аппарате является важным условием при развитии двигательных качеств, лежащих в основе профессионализма. Исходя из этого, знание физиологических процессов является основой, на которой совершенствуется музыкально-исполнительская техника музыканта- чанзиста.
Автор статьи: Ч. К. Сурунмаа
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 78-79.