Развитие навыка чтения нот с листа, в той или иной степени, очень важно для музыканта любой специализации. Выработать этот навык — это фактически открыть ребёнку путь в мир музыки. Дети с большим удовольствием идут в музыкальную школу, чтобы научиться играть на каком-либо инструменте или, по крайней мере, уметь читать ноты для того, чтобы бы подобрать понравившуюся мелодию. Но, к сожалению, фактически, из-за неправильно проведённой педагогической работы некоторые из них бросают занятия с большим отвращением и к музыке, и к нотам, и к инструменту.
В настоящее время очень повысился интерес к начальному музыкальному обучению. Свидетельство тому – появление огромного количества сборников для объяснения нотной грамоты и для чтения нот с листа. Но универсального сборника, в котором было бы обращено внимание на все проблемы, встающие перед педагогом школы при развитии всех способностей ребёнка–слуха, ритма и техники — пока ещё не существует. Остаётся теории только «догонять» практику и решать поставленные временем задачи.
При «разборе текста» основная задача педагога — научить учащегося тщательному, медленному и детализированному рассмотрению, словно в лупу, нотного текста и всех указаний автора, чтобы проникнуть в его замысел, следовательно, лучше раскрыть содержание произведения. А при выработке навыка «чтения нот с листа» необходимо привить навыки быстрого «схватывания» и «вычленения» самого главного и существенного в музыкальном тексте. А это – характер музыки, ритм, мелодия, фактура. Здесь важен экспромт прочтения авторского текста, т.е. без предварительной подготовки.
Несомненно, идеальный вариант заключается в усвоении обоих навыков. Нужно отметить, что и мыслительные процессы, происходящие при развитии этих умений, различны: в первом случае мы имеем дело с анализом нотного текста, предполагающего его дробление на различные элементы, во втором — с синтезированием, т.е. обобщением, быстрым пониманием всех указаний автора. То же самое происходит и при чтении книжного текста в школе, т.е., с одной стороны, детей учат читать медленно и выразительно, но, с другой стороны, они должны обладать умениям скоростного прочтения текста на «время».
Чтение нот с листа очень сложный психофизический процесс, состоящий фактически из трёх
«неизвестных»: что написано в нотах, где это находится на клавиатуре и какими пальцами играть. Чтобы научить ребёнка, необходимо отрабатывать у учащегося каждый навык отдельно:
- Сначала необходимо научить ребёнка просто читать ноты текста подряд (исключив клавиатуру) без игры на инструменте. Например, поставить задачу найти какую-нибудь одну нотку во всём тексте (Укажи все нотки соль, фа и др.)
- Затем вырабатывать навык «чувства клавиатуры», т.е. ее тактильного восприятия руками, не глядя на неё, потому что для быстроты прочтения нотного текста зрение должно быть приковано к чему-то одному–непосредственно к тексту. Можно подключить игры (закрыв клавиатуру газетой или крышкой для клавиатуры, попросить ребёнка найти ту или иную нотку, не глядя, как бы чувствуя её руками; впоследствии же выработать у учащегося аппликатурные принципы для автоматизации игровых движений).
Но основная сложность при чтении нот с листа заключается в неоднозначности нотной записи, т.е. запись музыкальных звуков происходит несколько иначе, чем запись словесного текста. Если в последнем каждый звук имеет свой знак, называемый буквой, то все музыкальные звуки записываются фактически одним знаком – нотой, каждая из которых расположена на разных линейках, обозначающих их звуковысотность. Кроме того, в нотной записи фиксируются не только высота звука, но и его длительность (ритм) и артикуляция (штрих), а также фразировка, аппликатура и педализация, размер, темп и отклонения от него, динамика и нюансировка.
Но самое сложное – это чтение нот с листа аккомпанемента, когда необходимо играть не по одной ноте, а группами нот по вертикали, т.е. аккордами.
Цель педагога – научить ученика «схватывать» нотный текст, желательно в быстром темпе без остановок, не забывая при этом о главной задаче каждого исполнителя – донести художественный образ произведения. Для этого все эти виды сложностей нотной записи необходимо отделить и тренировать с учеником отдельно каждый, вырабатывая навык чтения звуковысотности и ритма, фразировки и штриха, аппликатуры, темпа, гармонии и динамики.
Возможны следующие педагогические приемы:
- Попросить ребёнка найти какую-нибудь нотку во всём тексте, например, соль, ми, ре и пр.
- Тренировать ребёнка с помощью нотного лото, предлагаемого А. Артоболевской в сборнике
«Первая встреча с музыкой».
- Использовать ребусы, предложенные Т. Тургеневой в сборнике «Пианист-фантазёр».
- Дать карточки нот, написанные без ключей.
- Закрепить написание нот на линейках и между ними.
- Сравнить написание нот в скрипичном и басовом ключе.
- Использовать наши пять пальцев как линейки, написав на них нотки.
- Читать нотный текст без игры, исключая второе неизвестное – клавиатуру. Можно разделить эти задачи между двумя учащимися: один называет ноту, второй нажимает названную клавишу и т.д.
Главное, с самого начала приучать учащегося к «суммарному», «комплексному» чтению нот с листа, чтобы он не «вытаскивал» из нотного текста ноту за нотой, фактически повторяя всё время алфавит, а воспринимал нотный текст комплексно, вырабатывая «текстологические формулы», как это собственно и происходит при чтении словесного текста. Ведь первоначально ребёнок учит буквы, затем его обучают, «пропевая», связывать их в слоги, а потом смотреть на всё слово сразу. Так должно происходить и при обучении чтению музыкального текста: начав с одной ноты приучать его видеть в тексте сначала «слоги» — секунды, терции, кварты, квинты ,сексты, септимы, октавы, (можно на известных песенках), затем «слова» — трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды и их обращения, трёх, четырёх, пятипальцевые и гаммаобразные последовательности, арпеджио и т.д., заставляя, в конечном итоге, смотреть сразу на весь такт. Об этом последнем требовании обычно вспоминают в концертмейстерском классе в училище, а приучать к этому необходимо с первых шагов. Это и будет являться выработкой текстологических «формул» у учащегося, научившегося смотреть и видеть текст графически. Таким образом, вы не только научите учащегося анализировать исполняемое произведение, но также поможете ему намного быстрее заучивать его наизусть. А значит, ребенок будет уметь не только читать с листа, но и уверенней чувствовать себя на сцене. Потому что больше всего переживаний, тревог, волнения и неуверенности при сценическом исполнении происходит как раз из-за нетвёрдого знания нотного текста или боязни его забыть.
В целях развития памяти рекомендуется сразу уже на уроке после прочтения и анализа нотного текста предложить учащемуся повторить его наизусть. Такая работа просто окрыляет ребёнка. Стараясь воспроизвести нотный текст, учащийся также активно будет пользоваться и подбором по слуху, что способствует развитию мелодического слуха. Чем больше произведений ребёнок запомнит на память, тем больше будет его исполнительский репертуар, способствующий профессиональному росту и развитию пианиста.
В целях развития чувства ритма, а также для успешного быстрого прочтения ритмического рисунка необходимо ученика снабжать ритмическими «заготовками»-«ритмическими формулами» т.е. выработать у него как можно более точное представление наиболее распространенных и чаще всего встречающихся ритмических фигураций. Это ритм дуолей, (восьмых) триолей, квартолей (шестнадцатых), пунктирный ритм, ритм синкопы, и другие наиболее распространенные и чаще всего встречающиеся ритмические фигуры. Это позволит избежать трудностей в прочтении ритмического рисунка и сэкономить время на его высчитывание. Эти своеобразные ритмические «заготовки» не только во многом объяснят ученику ритмическую фигуру и быстрее помогут выработать у него чувство ритма, но также лучше подготовят его к чтению различных ритмических фигураций, а также и поспособствуют развитию техники: координации движений и постановке пальцев. Натренировать учащегося в чтении ритма можно хлопками, отстукиванием карандашом, игрушкой и т.д. Затем четверти выстукивает преподаватель, а учащийся хлопает задаваемый ему ритм (дуоли, триоли, синкопы, пунктиры и т.д.). Впоследствии он должен научиться это делать сам: одной рукой отстукивать четверти, другой– заданные ритмы. Это позволит подготовить учащегося к самому сложному – игре полиритмии, т.е. одной рукой он должен будет играть один ритм (дуоли), другой триоли и т.д.
Игра ансамблем является одной из интереснейших форм работы с учеником. Во-первых, она обогащает мелодию, исполняемую ребёнком. Во-вторых, развивает дар экстериоризации, т.е. умения слушать себя (результат) со стороны. В-третьих, открывает огромные возможности в изучении и ознакомлении с новой музыкальной литературой. Поэтому играть ансамблем рекомендуется всё, что можно, даже произведения, изложенные для двуручного исполнения, особенно полифонической фактуры, не говоря уже о сборниках, специально предназначенных для этого (Н. Соколова «Ребёнок за роялем», Н. Игнатьева «Я пианистом стать хочу»). В-четвёртых, в ансамбле всегда кто-то из участников будет «подхлёстывать» в темпе другого в меру своей подготовки или же из-за неравноценного изложения музыкального материала, таким образом, помогая держать темп, чувствуя его.
И самым сложным, конечно, является умение читать гармонические фигурации и аккомпанемент, т.е. чтение «вертикали». На фортепиано это сделать намного сложнее, чем на каком- либо другом инструменте, где чтение нот с листа ограничивается обычно чтением одной мелодии. Например, на баяне нажатием одной кнопки-клавиши, обеспечивающей звучание целого аккорда. Поэтому необходимо сначала научить учащихся хорошо ориентироваться в тональности и хорошо запоминать ключевые знаки на протяжении произведения, а также случайные на протяжении такта.
Кроме того, важно хорошо выучить квинтовый круг.
Нужно также снабдить учащегося гармоническими «формулами», чтобы он хорошо видел трезвучия и секстаккорды, септаккорды и их обращения, отклонения и простейшие модуляции хотя бы в параллельную тональность для экономии времени при чтении нот с листа, не вытягивая по одной ноте из аккорда. Появление случайного знака почти всегда говорит о появлении побочной доминанты и об отклонении в другую тональность. Появление сразу двух случайных знаков – об уменьшенном септаккорде и т.д.
Не менее важная задача – это научить ориентироваться в тональности, т.е. выяснить, какую функцию гармония играет в данной тональности. Но это уже требует определённой теоретической подготовки в среднем профессиональном звене.
Автор статьи: Н. М. Раитина
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 82-85.