Сценический танец — понятие широкое и многообразное. Пластический язык, на котором говорит хореография со зрителем, таков, что понятен человеку любой национальности без перевода. Сценический танец способен взволновать зрителя: вызвать у него смех, слезы, заставить серьезно размышлять… Особенно все это характерно для сюжетного танца.
Действие в сюжетном танце – движущая сила его драматургии, его идейно-художественного уровня.
Сюжетный танец — это как бы маленькая пьеса, новелла, где отражаются жизненные события, конфликты, показываются действия и переживания героев с их индивидуальными характерами, взаимоотношениями, внутренним миром, чувствами и мыслями.
Содержанием танца могут быть: труд, радость, жизнерадостность, любовь, молодость, задор, бытовой юмор и т.д. Танец, имеющий определенный сюжет, где его средствами раскрывается определенное действие – это сюжетный танец. Он всегда бывает образным. Действуя в танце, раскрывая сюжет, герои его всегда несут определенный образ. Характер раскрытия образа диктуется идеей танца, имеющее и важное значение в его трактовке. Сюжет — важнейшая сторона содержания танца, раскрывающая его тему и идейный смысл.
Идейно-тематическое содержание обычно находится в движении событий сюжета, связанных определенной жизненной ситуацией и разрешением драматического конфликта.
Работая над сюжетным танцем, хореографы-преподаватели как художники выступают в трех основных качествах: драматург, хореограф и режиссер. Отсюда становится понятным, какой объем знаний и умений требуется автору сюжетного танца. Выбор сюжета, темы — ответственный момент в работе руководителя. Художник должен чувствовать время, в котором он живет и для которого творит.
Главным в творчестве хореографов всех времен было стремление отразить в своей работе окружающую действительность, найти средства для решения того или иного замысла.
Осуществляя постановку, руководитель подбирает такие выразительные средства, которые наиболее ясно выражали бы содержание постановки. Жанр определяет характер танцевальных движений, предъявляет определенные требования к музыкальному материалу, который в дальнейшей работе способствует решению постановок. Музыка и характерные выразительные движения должны строго соответствовать жанру, иначе тема и сюжет останутся не раскрытыми, они не «прозвучат».
Темы и идея обязательно рассматриваются в единстве как основа постановки. Хореографический образ в танце – это характер человека или явления, выраженный средствами танца.
Как правило, руководители коллективов сами находят материалы и составляют сценарий будущего танца. Для этого может послужить бытовой сюжет, литературный источник, названия песен, например «Танец с палками», «Звенящая нежность», «Аъдым» и т.д. Хореограф заранее должен «увидеть» свою будущую постановку. При этом он всегда должен помнить, что между решением темы, сюжетом и музыкой должно быть полное соответствие.
Естественно, у каждого хореографа по-разному. Каждый идет к цели своими путями. Здесь не может быть канонов, точных определений, строгих правил. Один сразу «видит» весь танец, другой только отдельные кульминационные моменты, элементы движений, характеризующие образ, развитие действия, а третий начинает его ставить с первых тактов музыки и в процессе работы над постановкой сочиняет, находит те образные, выразительные движения, которые у другого балетмейстера родились еще до начала работы. Но определяющим началом для всех хореографов является одно: они должны быть хорошо знакомы со всеми компонентами постановки — музыкальным материалом, планировкой сценической площадки, костюмом исполнителя.
Очень часто неудачи в сюжетных танцах для детей, являются следствием того, что выбранная тема или сюжет не могут быть решены средствами хореографии, в то время как музыкальный материал хорошо подобран. Бывает и наоборот. Чтобы избежать этого, необходимо помнить: если мы привлекаем конкретный музыкальный материал, он должен соответствовать тому времени, о котором говорится в постановке.
Время действия – исторический период, либо время года, часть дня –рассвет, утро, вечер. Место действия – географическое положение: Сибирь, Урал, Кавказ, Тыва; важно, где происходит действие: на лужайке, на берегу реки, на улице или на балу в помещении.
Сюжетно-тематические постановки можно разделить на четыре группы:
- сюжетные
- игровые
- тематические
- бытовые
К игровым относятся обрядовые и игровые танцы народов, иллюстрирующие содержание песни, а также танцы, созданные хореографами. В своей основе они могут иметь сюжет, но отличаются от сюжетной постановки тем, что характеры героев здесь не раскрываются, они статичны. В тематической постановке показываются отношения к событию, факту, жизненному явлению или роду человеческой деятельности. Это массовый танец, но здесь могут быть и отдельные герои, действия и поступки которых способствуют раскрытию общего замысла постановки. В бытовой постановке раскрывается повседневный быт и труд народа. Успеху танца способствует удачное художественное оформление сцены, костюмы и грим.
Руководителю необходимо точно рассчитать время для каждой части и для всей постановки. Часто танцы проигрывают от того, что бывают очень длинны, затянуты. Смотришь такой танец и видишь, что преподаватель задумал, что хотел сказать в своей постановке. И не всегда радостные находки сопровождают эти поиски. Иногда рождаются, возникают многочисленные, порой противоречивые варианты… О, вот найден единственный из всех возможных – это результат большого творческого труда!
Таким образом, результат сюжетного танца можно увидеть только по реакции зрителя. И соответственно, радоваться удаче или исправлять ошибки. Работа над танцем нередко продолжается и после премьеры.
Автор статьи: Л. О. Монгуш
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 92-94.