Республика Тыва обособлена, удалена от культурных центров не только России, но и крупных городов Сибири. Неразвитость транспортной инфраструктуры республики, нерасторопность филармонической организации практически свели к минимуму приезд в Туву музыкантов- исполнителей классического направления, превратив их гастроли в большую редкость. Хотя в последнее время появилась новая плеяда талантливых молодых композиторов и исполнителей, которые после окончания музыкальных вузов вернулись в Туву и успешно трудятся.
Учащиеся ДМШ, особенно районных, имеют весьма ограниченный запас музыкальных сочинений, которые они знают «на слух», с которыми они знакомятся в классе музыкальной литературы либо на школьных концертах. Классическая музыка, как и народная, должна жить внутри каждого человека. «Эти накопления – аккумулятор энергии, питающий творческое воображение, необходимое для постоянного движения вперед». Поэтому очень важно преподавателю фортепианного класса обладать не только профессиональными знаниями, но и суметь заинтересовать ученика, стать для него проводником в мир музыки, обладать коммуникативными способностями.
На первых встречах с учащимися необходимо установить тесный контакт: определить круг интересов, узнать о состоянии здоровья и социально-бытовых условиях, желательно познакомиться с родителями. С первых же встреч необходимо вызвать интерес к предмету. Разговор об эпохе, о жизни и творчестве композитора, сопровождаемый иллюстрацией – «живой» музыкой – как правило, зарождает интерес и желание научиться играть на рояле. Итак, проявленное внимание к личности учащегося и впечатление от услышанной музыки подготавливает благодатную почву для дальнейшей творческой работы. Продуманная репертуарная политика закрепляет этот, пусть даже небольшой положительный результат.
При выборе репертуара и в работе над исполнением музыкальных сочинений всегда приходится учитывать особенности характера и темперамента учащегося. Наиболее сложно развивать те качества, которыми от природы данная личность не обладает: робкому, флегматично- меланхоличному дать произведение ярко эмоциональное, а явному холерику – кропотливую работу над кантиленой. В этом случае, необходимо вызвать интерес и создать мотивацию для ученика к изучению именно этого, предложенного педагогом, произведения. Подзадорить учащегося своим исполнением, прослушать варианты аудио и видеозаписей этого сочинения, найти и изложить интересные факты, высказать яркие образные ассоциации, предложить ученику (не важно, ребенку или студенту) проявить в меру сил собственную творческую инициативу. Все эти эмоционально- психологические «зацепки» помогут ученику успешно справиться с образной сферой сочинения, а подчас, найти и верные текстологические решения. Всё в комплексе и даст необходимый результат обучения.
Следует учитывать преобладающие индивидуально-типологические особенности человека, такие как интроверсия и экстраверсия. Учащиеся экстраверты, как правило, обладают поверхностной природной беглостью пальцев, но им не хватает точности, интроверты более точны, но замкнуты и менее контактны.
В репертуар учащихся (в независимости от национальности и возраста) необходимо включать произведения композиторов региона: Тувы, Хакассии, Бурятии, Алтая, современных сибирских авторов. Знакомство с историей, культурой края, национальными традициями, несомненно, обогатит внутренний мир обучающихся. В последние годы, удовлетворяя возросший интерес к творчеству национальных авторов, был издан целый ряд сборников, в которые вошли сочинения основоположников тувинской композиторской школы. Так, в московском издательстве
«Композитор» вышло трехтомное академическое собрание сочинений А. Б. Чыргал-оола, в котором третий том посвящен именно фортепианному творчеству автора. Фортепианной музыке Тувы шестидесятых – восьмидесятых годов 20 века посвящена Хрестоматия «Тувинская фортепианная музыка», составителем которой стал В. Г. Баскаков. Первые десятилетия нынешнего века ознаменованы выходом авторского сборника Н. А. Лопсан «Тувинская тетрадь». Совсем недавно – в 2016 году свой сборник «Дамырак биле даӊ хаяазы» представила педагог Тээлинской школы искусств Сайлыкмаа Ооржак, в который вошли авторские пьесы, обработки для фортепиано народных и популярных мелодий композиторов недавнего прошлого. В педагогический репертуар входят сочинения молодых профессионалов Ч. В. Комбу-Самдан и У. Б. Хомушку.
Особо сложный вид деятельности преподавателя – кропотливая работа по преодолению различных видов зажимов и зажатий как психологических, так и физических. Важен тон, доброжелательность и требовательность.
В нашей республике не все студенты и учащиеся хорошо владеют русским языком, поэтому необходимо находить понятные слова и обязательно должен присутствовать показ за инструментом,
поясняющий их значение звуками рояля, пением или другими способами. Проблемным является недостаточно развитое чувство ритма. Истоки этого следует искать в глубинных пластах истории и культуры Тувы, в их прежней жизни скотоводов- кочевников, отличной от суетной городской жизни «по часам», а может быть в отсутствии танцевальной культуры в прошлом.
Студенты, поступающие на отделение специального фортепиано нашего колледжа в последние годы, как правило, технически слабо подготовлены. Приходится много трудиться над исправлением пианистического аппарата и приобретением необходимых технических навыков. «Не надо говорить о технике отвлеченно. Любое техническое задание следует предварять представлением звуковой задачи».
Фортепиано – инструмент многоголосный. И одной из важнейших задач преподавателя является воспитание полифонического мышления. Учащимся – тувинцам наиболее сложно дается изучение полифонии, так как у истоков тувинской музыкальной культуры другое – монодийное начало. Упражняться в многоголосии нужно в работе над произведениями любого автора, а не только при прохождении канонов, инвенций, фуг и других полифонических произведений.
Увлекательна и важна работа над расцвечиванием музыкальной фактуры многообразием красок – полихромия, которая достигается дифференциацией туше, игрой тембров, различной динамикой пластов фактуры и педализацией.
Несколько слов о структуре индивидуального урока. Выстраивая урок, важно определить главное, то, что нужно сделать именно сегодня, а что можно отложить на последующие занятия, не перегружая внимание учащегося обилием поставленных задач. Необходимо всегда учитывать индивидуальность ученика, его способности, пианистический потенциал. Точная формулировка поставленных задач и конкретизация методов работы, осмысленность, сосредоточенность, концентрация внимания – залог успешной деятельности.
Неоценимое значение в становлении музыканта-исполнителя имеет практика проведения концертов внутри класса, в которых участвуют все учащиеся – и большие, и маленькие, присутствуют родители. Это дает очень многое: проверяется готовность к «большому» сценическому выступлению, приобретается навык выступления на эстраде, появляется дружба и сплоченность в коллективе класса. Родители видят творческий рост своих детей, а учащиеся слышат много новой «живой» музыки, что стимулирует их успешные и плодотворные занятия. В настоящее время появилась возможность услышать великолепных исполнителей с помощью телевещания на канале «Культура» и использования Интернет-ресурсов.
Автор статьи: В. Ф. Охотникова
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 79-81.