Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития, формируется личность человека. В период от трех до семи лет идет интенсивное развитие и рост ребенка, его движения становятся потребностью. Занятия движением, наряду с обучением музыке и изобразительному искусству, должны помочь более целостному восприятию детьми окружающего мира, выражений своих впечатлений в звуке, в движении.
Обучение детей языку танца – это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни.
Основной задачей педагога является гармоничное развитие интеллекта, воли и эмоций ребенка. Дисгармония возникает в случае, когда развивается только одна из этих составляющих. В тоже время общее гармоничное развитие предполагает более или менее правильное физическое развитие в той мере, в которой это позволяют сделать объективные факторы. К сожалению, с точки зрения решения задачи воспитания творческой личности, в настоящее время, танец не занимает того места, которое он в праве и должен был занимать в ряду средств воспитания и развития. Исполнение танцев, а также тренировочных движений под хорошо подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У детей развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец своим эмоциональным содержанием.
Занятия по танцу не только эстетически развивают детей и формируют их художественный вкус, но и способствуют физическому развитию детей, дисциплинируют и повышают культуру поведения.
Творческий потенциал дошкольника развивается равномерно средствами хореографии и музыки, способствует гармоничному развитию ребенка, независимо от наличия у них специальных физических, хореографических и музыкальных данных. Чем раньше ребенок (с 4 лет) начнет заниматься хореографией (ритмикой), тем больше у него возможности приобрести определенные навыки, с помощью которых он сможет выразить свое настроение средствами хореографии. Главное на занятиях создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей дошкольника- танцора.
Никогда не нужно спешить в начале обучения. С первых же шагов следует приучать учащихся относиться к урокам хореографии серьезно, сознательно воспринимать весь материал. На занятиях хореографии дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях, пластике. И видно, что из детей подготовительного класса, которые приходят порой с разной физической и хореографической подготовкой к концу года выравниваются. Они могут почти полностью управлять своим телом и способны координировать движения. Они умеют самостоятельно определять на слух характер музыки и передать его в движении. Для того, чтобы успешно развивалось детское творчество, на занятиях используется соответствующий музыкальный материал. Если ребенок будет чувствовать разнообразие музыки, то он сможет точнее передать движением свое отношение к ней, то есть у него будет развиваться творческое воображение. Также развитию детского творчества способствуют разнообразные игры, хороводы, танцевальные этюды и композиции. Задача педагога разглядеть в каждом ребенке его природные данные, подобрать к нему свой “ключик”. На уроках хореографии танец и музыка сближают детей, развивают сплоченность, коллективизм, организованность и уверенность в себе. Использование движения на уроках хореографии оказывает положительное воздействие на здоровье детей. Через искусство хореографии, через душевные волнения мы открываем ребятам красоту жизни. Хореография помогает замкнутым, необщительным и эмоционально неуравновешенным детям реализовать себя в дальнейшей жизни. Занятия хореографией развивают образное мышление и фантазию детей, учат видеть, понимать и создавать прекрасное, играют большую роль в эстетическом воспитании.
Развитие творческого потенциала дошкольников на занятиях хореографией будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
В основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке хореографии не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Таким образом, целью хореографического искусства является развитие познавательного, физического, творческого художественно-эстетического потенциала личности, формирование творческой активности, воображения.
Важно оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность развиваться в дальнейшем в нужном русле.
Автор статьи: А. О. Саая
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 90-91.