Чадаган – многострунный щипковый музыкальный инструмент. Один из древних и самых распространенных в прошлом музыкальных инструментов тувинцев. Популярность чадагана также подтверждается многократными упоминаниями его в тувинском героическом эпосе, сказках, легендах, преданиях и народных песнях. На нем издавна хорошо играли как мужчины, так и женщины. Есть сведения о том, что хорошо игравшие на чадагане женщины, даже сами его изготавливали. Звучал старинный чадаган мягко, сравнительно тихо и имел разное количество (4, 6, 7, 8, 12) струн. В большинстве случаев их было 7.
С 1991 года с открытием отделения тувинских национальных инструментов при училище искусств г. Кызыла под руководством Т. Т. Балдан инструмент чадаган многогранно звучит как в профессиональном оркестровом, так и самодеятельном исполнении: в Тувинском национальном оркестре при Министерстве культуры Республики Тыва, оркестре национальных инструментов при колледже искусств имени А. Б. Чыргал-оола и других кожуунах Республики Тыва.
Во многих кожуунных ДШИ обучают игре на национальных инструментах. В частности, в ДШИ им. Н. Рушевой существует отделение национальных инструментов, где ведется преподавание по классу «чадагана»: сольное исполнительство и ансамблевое музицирование.
С расширением объема постигаемой и анализируемой музыки увеличиваются и возможности музыкального мышления. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий. Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления. Такая форма работы как ансамблевое музицирование очень плодотворна для развития креативного мышления. Ученик под аккомпанемент учителя исполняет самые простые мелодии, учится слушать обе партии, развивает свой гармонический слух, чувство ритма. Итак, игра в ансамбле – один из кратчайших, наиболее перспективных путей обще музыкального развития учащихся. Именно в процессе ансамблевой игры со своей полнотой и отчетливостью выявляются основные принципы развивающего обучения:
а) увеличение объема исполняемого материала. б) ускорение темпов его прохождения.
Таким образом, ансамблевая игра – есть ничто иное, как усвоение максимума информации в минимум времени. Не стоит говорить о том, как важен творческий контакт между педагогом и учеником. И именно совместное ансамблевое музицирование – идеальное средство для этого. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте, появляется масса задач: посадка, постановка рук, изучение грифа, способы звука извлечения, ноты, счет, паузы и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную в этот ответственный период – не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.
Способ обучения в группе имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В группе ребятам интереснее заниматься, они общаются со сверстниками, учатся не только у педагога, но и друг друга, сравнивают свою игру с игрой друзей, стремятся быть первыми, учатся слушать соседа, играть в ансамбле, развивают гармонический слух. Но вместе с тем, есть определенные трудности при этом методе обучения. Главный из них – трудно добиться качества исполнения, т.к. обучаются ученики с различными данными, которые к тому же по-разному занимаются. Поэтому репертуар должен быть доступным, интересным, современным и полезным, а темп продвижения вперед достаточно энергичным, нужно избегать однообразия, постоянно заинтересовывать учеников.
Цель и специфика обучения детей в классе чадагана – воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально- художественного вкуса, а при индивидуальных занятиях – приобретение чисто профессиональных навыков музицирования: игры в ансамбле, подбор по слуху, чтение с листа. «Зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.
Коллективное исполнительство как дуэт или трио чадаганистов весьма привлекательно для исполнителей тем, что приносит радость совместной работы. Не всегда ансамблю как учебной дисциплине уделяется должное внимание. Зачастую часы, предусмотренные для музицирования, педагоги используют для индивидуальных занятий. Однако в настоящее время невозможно представить музыкальную жизнь без выступлений ансамблей. Об этом свидетельствуют выступления дуэтов, трио, ансамблей большего состава на концертных площадках, фестивалях и конкурсах.
Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса. На практике мы убедились, что ансамблевую работу можно разделить на три этапа.
Итак, I этап. Навыки ансамблевого музицировния ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких ритмически организованных звуков. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом, концентрирует внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, приобретает первоначальные игровые навыки. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. На данном этапе работы ученикам важно прочувствовать специфику гомофонно-гармонической фактуры и попробовать себя в исполнении пьес с элементами полифонии. Пьесы следует выбирать разнообразные по темпу, характеру и т.д. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части.
Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля: понимания единства и чувства ритма, темпа. Синхронность – это и техническое требование игры.
На II этапе развиваем полученные на I этапе знания, умения и навыки. А также постигаем глубины ансамблевого музицирования. В процессе данной работы ученик развивает слух дляисполнение пьес с аккомпанементом, концентрирует внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное, – чувство ансамбля. Репертуар составляют с учетом наличия классических и народных произведений. Это пробуждает интерес, настраивает на исполнение разнохарактерных сочинений.
III этап. Этому этапу соответствуют старшие классы (6-7), когда по учебному плану не предусмотрены часы музицирования. В этом случае дуэт (или трио) способен решать более сложные художественные задачи. Для более красочного звучания дуэта или трио чадаганистов допускается расширение состава исполнителей путем привлечение дополнительных инструментов. Это могут быть дошпулуур, игил, бызаанчы, кенгирге. Эти инструменты способны «раскрасить» произведение, сделать его ярким и привлекательным. Такой состав желателен для концертных выступлений.
Для выступлений нужно накапливать разножанровый репертуар от народного до классического, потому что приходится выступать в разных аудиториях, перед людьми с разным музыкальными вкусами.
Автор статьи: А.Н. Сагды
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 74-77.