С давних времён в музыкальной культуре Тувы было немало мастеров-изготовителей, исполнителей горлового пения и исполнителей на тувинских национальных инструментах. Сегодня в республике существует два взгляда на систему обучения: первая – обучать с рук, на слух, без нот; вторая – академическое обучение. В связи с обозначенной проблемой остро встаёт вопрос о выборе системы обучения, разработке методики и выработке определённых правил изготовления национальных инструментов.
Открытие отделения тувинских национальных инструментов в 1991 году в Кызылском училище искусств под руководством педагога Балдан Татьяны Туматовны дало ещё один толчок для развития исполнительского искусства на данных инструментах.
До этого времени И. Г. Мининым неоднократно делались попытки включать национальные инструменты в состав народного оркестра, обучать отдельных студентов на чанзы, бызаанчы, но для открытия целого отделения национальных инструментов не хватало специалистов.
В 1995 году был сделан первый выпуск отделения национальных инструментов и постепенно музыкальные школы республики стали пополняться дипломированными специалистами, таким образом, восполнился пробел в этой области.
К числу актуальных задач музыкальной школы следует отнести и профессиональную ориентацию учащихся–выявление одарённых детей, способных к профессиональной деятельности, и их подготовку к поступлению в специальные учебные заведении. В связи с этим, преподаватели Кызылского колледжа искусств осуществляют совместно с республиканским центром непрерывного образования профессионально-методическую помощь, выезжают на зональные конкурсы, проводят консультации для преподавателей, организует курсы повышения квалификации и семинары на различные темы.
Есть ещё одна проблема в ДМШ и ДШИ– это качество преподавания предметов теории музыки, музыкальной литературыи сольфеджио. Как правило, ребята в большинство случаев игнорируют эти уроки, зачастую потому, что преподаватели этих предметов не заинтересованы обучать их, а педагоги по специальности не могут до конца объяснить важность этих дисциплин в процессе обучения.
Также волнует вопрос коллективного исполнительства. Многие школы не имеют оркестров и ансамблей. Во многом это следствие того, что ансамблевой и тем более оркестровой игре в детскихмузыкальныхшколахневсегдапридаётсядолжноезначение,какруководством,такисамимипедагогами этих музыкальных заведений. Часто из-за нехватки инструментов преподаватели не могут создать ансамбль или оркестр, но ещё чаще причиной является их нежелание это делать. В связи с этим для развития ансамблевой игры в конкурсе «Радуга искусств» введена номинация «Ансамблевое
исполнительство» в двух категориях. Тем не менее, уровень исполнительства в настоящее время по сравнению с сольным исполнительством ещё не достиг желаемого результата.
Одна из проблем в школах — это отсутствие собственных инструментов у детей для самостоятельных занятий дома, что резко снижает качество подготовки.
В настоящее время к выпуску готовиться сборник «Школа игры на бызаанчы» преподавателя колледжа Оюн Алины Александровны. Подготовлены компьютерный набор и редактирование сборника пьес Константина Ашастина «Дума о Туве» преподавателем Дулуш Аяной Викторовной, составлена «Хрестоматия чадагана для начальных классов» педагогом Шомбул Радой Дадар-ооловной.
Не смотря на это, отсутствие специальных «Школ игры», хрестоматий, инструктивного и художественного материала показывают, на каком уровне исполнительства находятся тувинские национальные инструменты. Преподаватели детских музыкальных школ и колледжа искусств стараются делать различные переложения, обработки, но этой работой должны заниматься профессиональные композиторы.
Необходимо сделать государственный заказ композиторам республики на сочинение отдельного произведения с использованием народной музыки для пополнения оригинального репертуара. Единственный такой заказ был сделан директором Кызылского колледжа искусств В. В.Нагорным в конце 1990-х годов композитору А. А. Курченко. В результате мы получили партитуру для национального оркестра, хрестоматии по классу бызаанчы, игила, дошпулуура и чадагана.
Таким образом, необходимо отметить, что в работе преподавателей национальных инструментов ДШИ республики определенные достижения есть, однако предстоит сделать ещё много.
Для того чтобы школа игры на национальном инструменте имела будущее, она должна соответствовать духу времени, продолжать развитие академического направления, находить новые ресурсы развития. Преподаватели колледжа надеются, что переход детских образовательных учреждений искусства в ведомство Министерства культуры республики в перспективе положительно скажется на их работе.
Современная государственная политика России в области культуры дает большие возможности для ее развития, но и накладывает на каждого преподавателя большую ответственность за качество преподавания, сохранение устойчивого интереса учащихся к обучению. XXI век – век новых технологий и высокого профессионализма во всех областях науки искусства. И сфера музыкального образования в данном случае не является исключением.
https://kki.tuva.muzkult.ru/media/2021/03/16/1246383937/IMG_1865.JPG
Автор статьи: С.Б. Ондар
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 102-106.