
По понятным причинам, со смертью отца жизнь всех членов семьи Тока изменилась, и детям пришлось строить карьеру, рассчитывая исключительно на свои собственные силы. В этот период в профессиональном развитии Владимира Тока начинает проявлять свою роль третий социальный круг, представленный коллегами по творческому цеху (т.е. непосредственное окружение композитора, связанное с его повседневной работой и профессиональным общением).
Важно, что членами его собственной семьи стали представительницы хореографической профессии – жена Галина и дочь Татьяна (обе закончили Фрунзенское хореографическое училище как балерины, стали артистками Государственного ансамбля песни и танца «Саяны» и преподавателями хореографии в специализированных школах Тувы). История искусства знает подобные примеры, когда семейный союз композитора и хореографа непременно порождает музыку танцевальных жанров и балетные партитуры. Поэтому появление в творческом портфеле В.С. Тока музыки к хореографическим постановкам и его стабильный интерес к этой жанровой области представляется вполне закономерным явлением.
Другой важный компонент постоянного профессионального общения – оркестранты, коллеги по основной работе в симфоническом оркестре. Коллектив, который был создан в Туве в 1966 году (не без заинтересованного участия родителей братьев Тока), появился весьма своевременно, отвечая потребности местных композиторов в реализации их симфонических замыслов. Виктор и Владимир связали свою судьбу с оркестром, до конца жизни трудясь в нем: Виктор как дирижер, Владимир как артист оркестра, пианист и композитор. Среди оркестрантов – друзья по консерваторскому времени (скрипачи В. Шананин и В. Аксаментов), новые дружеские связи завязались также из-за общего увлечения джазовой музыкой. Владимир Тока по праву считается одним из первых джазменов Тувы, наряду с саксофонистом Сергеем Олзей-оолом, фаготистом и саксофонистом Вячеславом Кенденбилем и другими тувинскими музыкантами.
Внутрифилармоническая жизнь стимулировала творческие контакты, некоторые из которых перерастали в многолетние дружеские связи. Так, отметим Виталия Нанактаева, руководившего оркестровой группой ансамбля песни и танца «Саяны» (в то время это был смешанный состав из этнических и эстрадных инструментов, сопровождавший танцевальные и вокальные номера ансамбля), а также Владимира Табуева, организатора и первого руководителя ВИА «Аян» («Гармония»), ярко представлявшего тувинскую эстраду. Крепкая дружба музыкантов стимулировала появление музыки популярного направления и развитие соответствующей стилистики в творчестве Владимира Тока.
Поскольку работа композитора была связана не только с симфоническим оркестром, но и с филармоническими коллективами, драматическим театром, Тока общался и сотрудничал со многими музыкантами, артистами и режиссерами, набираясь опыта сочинения музыки к концертным программам, балетным и театральным постановкам. Это формировало особую нацеленность композиторского слуха на яркость образных характеристик персонажей, отражение в музыке сюжетных поворотов, поиск колористических звуковых решений.
Еще одной сферой профессионального общения стали контакты с коллегами-композиторами и музыковедами, поскольку в 1984 году Владимир Салчакович стал членом Союза композиторов РСФСР (его отделения в Тувинской АССР), а во второй половине 1990-х годов руководил Союзом композиторов Тувы, правда, недолгое время. Нужно сказать, что ему была чужда не только организаторская, но и педагогическая работа, хотя он откликался на просьбы музыкантов-педагогов и иногда писал произведения для детей. Многие самодеятельные композиторы Тувы неоднократно обращались к Тока за помощью по инструментовке своих пьес для оркестра. Оркестровками он занимался постоянно, и такая работа его не тяготила. Заметим, что в этом деле Тока был практиком, особенно если учесть, что состав тувинского симфонического оркестра не отличался полнотой (нехватка струнных всегда была острой), поэтому свою партию пианиста он нередко рассматривал как компенсаторную для выстраивания общего баланса звучания и полноты гармонической вертикали. Общение Тока с местными музыковедами способствовало тому, что его творчество получало профессиональный отклик и аналитическое осмысление, со своей стороны он поддерживал творческие начинания музыковедов.
Композитор находился в гуще культурной жизни республики и региона, откликаясь на новые тенденции, в том числе усиление джазовой стилистики в репертуаре симфонического оркестра (что позже повлияло на деятельность молодого духового оркестра Тувы), создание гимна Республики Тыва, развитие репертуара для юных музыкантов, для тувинских национальных инструментов, для «Сибирского сувенира» – ансамбля народной музыки Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (ВСГАКИ), сопровождавшего постановку этнобалета «Ынакшылдыӊ күжү» («Сила любви»).
Однако, сердцевина его авторского стиля сформировалась эпохой культуры советского периода, в которой академическим жанрам отводилась особая роль, а фольклорные истоки тематизма всегда приветствовались. Не будучи знатоком тувинского фольклора, тем не менее, Тока всегда был и остается истинно тувинским композитором: корневые ощущения тувинского мелоса, идущие из оборотов тувинской речи и народных песен, естественным образом проявляются в его авторских мелодиях, что доказывает интонационный анализ произведений.
Е.Карелина //Особенности авторского стиля