Если оценивать заслуги Енисея перед человеком, то можно сказать, что он и поилец, и кормилец, и красавец, и исполин-работяга, и отец-батюшка — подлинная гордость народов, населяющих его берега.
Енисей — одна из величайших рек России и планеты. К бассейну Енисея относится и дающий начало Ангаре Байкал со всеми впадающими в него реками, в том числе Селенгой с ее многочисленными притоками, берущими начало в Монголии.
Слово «Енисей» произошло от эвенкийского «Ионесси» и означает «Большая река». Название оправдано. Ширина Енисея в устье достигает шестидесяти километров.
Родина Енисея —- Тува. В Восточном Саяне, у перевала Сайхен-Дабан, сверкает серебристой гладью высокогорное, с поросшими кедрово-пихтовой тайгой берегами, озеро Кара-Балык. В него впадает несколько речек, в том числе Кок-Хем и Кадыр-Суг. Некоторые гидрологи склонны считать одну из них истоком Бий-Хема и всего Енисея. Однако общепринято считать началом Енисея вытекающую из западной части Кара- Балыка реку Бий-Хем. Ширина Бий-Хема здесь — всего лишь несколько метров, а глубина — полметра. Первый десяток километров он спокоен. Зато потом на протяжении почти семи километров одна шивера сменяет другую. Здесь водный поток на каждый километр пути падает в среднем на восемь метров. Через шиверы, через двухкилометровый каменный каньон, через порог в высоких гранитных щеках прокладывает он свой нелегкий путь. На 116-ом километре от озера на его пути стала каменная гряда. Бий-Хем разрезал ее и с грохотом устремился в трехметровую щель, падая с восьмиметровой высоты. Победное пение всесокрушающего водопада неумолкаемо. Мощь гремящего потока поглощает все звуки. Видишь, что человек шевелит губами, а что он говорит — не поймешь, не слышно. Все бурлит, клокочет, летят белые клочья пены! О Бий-Хеме рассказывают легенду:
«Жил бог солнца Бель. Он имел владения без конца и без края. Было у него шестнадцать сыновей. Жили они в горах Удэгена, откуда и сейчас поднимается солнце. И послал Бель своих ребят посмотреть, нет ли где такого места, куда он сам еще не заглядывал. Сыновья в дороге поссорились. Каждому хотелось первым начать рубить гору, стоявшую на их пути. Спорили долго, а гора ни с места. Рассердился тогда отец и превратил их в реку. Река распилила гору. Так появился Бий-Хем«.
Вырвавшись на волю, Бий-Хем течет относительно спокойно до Хутинского порога, находящегося в 17 километрах ниже устья реки Хут и названного ее именем. Бий-Хем, зажатый с обеих сторон высокими скалами, сужается здесь до 80 метров. Мрачная грозная скалистая гора Демир-Сал равнодушно взирает на неукротимую ярость порога.
Однажды Г. А. Федосеев, известный писатель и топограф, рискнул проплыть Хутинский порог на резиновой лодке (об этом рассказывает Т. В. Ряннель книге «Улуг-Хем, Енисей, Ионесси»). Он привязал левую руку к носовому кольцу. Беспощадные волны швырнули и опрокинули утлое суденышко. Лодку и смельчака долго кружило и тащило в глубинах водоворотов. Позже писатель шутил, что он встретился там с тайменем носом к носу. Не предусмотри Г.А. Федосеев опасности и не привяжись к лодке, еще неизвестно, чем бы кончился поединок со стихией.
От порога до устья Уюка Бий-Хем течет в узком лесистом ущелье. На подступах к Кызылу река сбрасывает лесные одежды. Ширина Бий-Хема в устье — 220 метров. Длина реки — около 560 километров. Общее падение водного потока от озера Кара-Балык до Кызыла — около тысячи метров.
Каа-Хем не столь многоводен, как его старший брат. Истоки Каа-Хема на протяжении около ста километров, до выхода из Тере-Хольской котловины у реки Сарыг-Эр, называют Балыктыг-Хемом. Справа в Каа-Хем впадает Кызыл-Хем. Этот приток более чем в два раза многоводнее самого Каа-Хема. Несмотря на меньшую длину и водоносность, главной рекой бассейна называется все-таки Каа-Хем. Кызыл-Хем и Каа-Хем бегут в узких долинах, почти ущельях, порою сужающихся в каньоны. Многочисленные пороги, камнепады по берегам, щеки, скалы, вековая тайга — постоянные спутники туристов. По Кызыл-Хему и Каа-Хему они совершают путешествия высшей категории сложности.
Бий-Хем и Каа-Хем, сливаясь у Кызыла, образуют Улуг-Хем (Великую реку). Улуг-Хем после впадения в него левого притока Хемчика называется Енисеем. Но большинство, не вдаваясь в местные географические точности, называют Бий-Хем — Большим Енисеем, Каа-Хем — Малым Енисеем, а Улуг-Хем — Енисеем. Енисей — настоящая артерия жизни. Это он и его притоки дали Туве поэтическое название — Страны голубых рек.
А. П. Чехов, проезжая через Красноярск, восхищался: «...в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея… Енисей — могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость… На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась… Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
Сколько революционеров отбывало ссылку на берегах Енисея! Во время гражданской войны Енисей был дорогой, по которой на плотах сплавляли урянхайских большевиков в минусинскую тюрьму.
На берегах Енисея издавна селились люди. Когда-то здесь жили развитые народы с высокой культурой, владевшие так называемой енисейской письменностью. Эта письменность во время опустошительных войн была утрачена. В 1893 году русскому ученому В. В. Радлову удалось расшифровать ее и тем самым открыть тайны многих наскальных надписей.
Мы наслаждаемся мудрым общением с добрым и суровым, ласковым и могучим, красивым и гордым, молодым и древним батюшкой Енисеем. Его нельзя не полюбить! Кто хоть раз побывал на его славных берегах, тот навсегда отдаст ему свое сердце.