Тулуш. Одна из многочисленных тувинских родоплеменных групп, локализованных на стыке западной и центральной Тувы. Г. Н. Потанин в “Очерках Северо-Западной Монголии” писал: “На Улуг-Хеме, именно в долине р. Ак- Торхолика, находится небольшой хошун тулуш, который подчинен халхаскому князю Шобейсы… В этом хошуне мне называли кости: Тулуш, Кыргыс, Тумат” (Потанин, 1883).
В настоящее время до 2300 семей расселено в Улуг- Хемском кожууне. В XIX — начале XX вв. источники отмечают два подразделения Тулуш — Адыг-Тулуш (по Демир-Сугу, Иджиму — правобережье Улуг-Хема) и Улуг-Тулуш (по Чаа-Холю и отчасти Чадана). Этноним “тулуш” отмечен в тексте Абаканского памятника енисейской письменности: “Мое имя Толяш — мудрый бильче, … я шестнадцать лет был взят” (Малов, 1959). В монографии Н. А. Сердобова “История формирования тувинской нации” высказано предположение о формировании на территории Тувы особого племени телес, расселение их в западном и южном направлениях: “… Что же касается тюлюш, то, по нашему мнению, более правильно было бы рассматривать их как ответвление от телесов, и, стало быть, и азов, или даже как родственное телесам, но обособленное племя.
Предки тулуш, несмотря на войны, которые вели теле и туяю, остались на своих исконных землях, ассимилировали оседавших здесь пришельцев. Тулуш сохранили свой этноним на протяжении многих веков до настоящего времени. Все это говорит о том, что тулуши являются аборигенным, а не пришлым населением” (Сердобов, 1971).
Уйгуры-ондары. Наиболее видное племя из группы “теле”, возглавлявшее конфедерацию токуз-огузов, и неоднократно выступавшее против тюркских каганов. В период тюркских каганатов они выступают под именем хойху, а в рунических тюркских памятниках под названием уйгуры. В период тюркских каганатов, как и вся возглавляемая ими конфедерация “девяти племен”, привлекались к участию в военных походах. Центр уйгуров находился в бассейне Селенги, а кочевья распространялись по Хангайскому и Алтае-Саянскому нагорью на запад до верховьев Иртыша. Таким образом, отдельные племена токуз-огузов, несомненно, кочевали и в Туве.
В современной Туве обитает родоплеменная группа, именующая себя “ондар-уйгур”. Кроме этнонима, у современных тувинцев сохранились некоторые обычаи и обряды, которые были характерны для уйгуров-хойху (Сердобов, 1971).
Тувинцы “уйгур” или “уйгур-ондар” входили в сумон Ондар Хемчикского хошуна. В сумоне они составляли два отдельных арбана, из которых один, под названием Уйгур- Ондар, насчитывал около 150 ореге — семей, второй Кара- Уйгур — около 200 ореге — семей (Потапов, 1969).
Уйгур-ондары жили в бассейне р. Хемчик, по рекам Верхний Ишкин, Манчурек, Кошпес, где их потомки живут и теперь. Среди этих уйгуров сохранилось предание, что все хемчикские уйгуры произошли от общего предка-мальчика, привезенного в долину Хемчика. Этот мальчик во время какой-то кровопролитной войны спасся, спрятавшись на дереве, когда все остальные уйгуры были перебиты.
Ондар. Эта группа составляла целый сумон в Хем- чикском хошуне, состоящий из пяти следующих арбанов: Ой-ондар, Уйгур-ондар, Кара-уйгур, Ондар-шанагаш. Название “ондар”, видимо, не было этническим, а скорее числовым, означающим “несколько десятков” (множественное число от числительного “он” — десять). Так считают современные местные жители из поселка в местности Инек-Таш. Арбан Ой-ондар Хемчикского хошуна, как правило, был однородным, родственным по составу. Смешанность родоплеменных элементов в этом арбане и отразилась в его названии “Ой” — что значит пестрый (Потапов, 1969).
Ой-ондар жили по рекам: Верхнему и Нижнему Иш- кину, по р. Шеле, затем на левобережье Улуг-Хема, в местности Ийи-Тал, далее по рекам Барык, Баянгол до устья р. Чааты. Рассказывают, что в старину ой-ондар жили в Чаа-Холе, но во время какой-то войны были все истреблены за исключением десятка человек, сумевших скрыться в пещере. Позднее, когда все успокоилось, сохранившиеся чаахольские ондары перебрались жить на р. Ишкин. Шана- гаш — буквально значит “лыжники”. Они жили по р. Верхнему Ишкину, вплоть до его верховьев. По хозяйственной деятельности были, главным образом, охотниками, хотя держали небольшое количество скота.
Л. К. Аракчаа «Истоки экологического воспитания», 2004 г.