Чооду. Этноним “чооду” в форме “чооду”, “чооты” (йоты, дьеты), “йуты” (дьуты) известен, кроме тувинцев, у тофаларов, телеутов, ак-киштымов, кумадинцев, тубаларов, хакасов, койбалы. В форме “чот” это название встречается в преданиях шорцев как враждебный им народец (Потапов, 1969). В Туве чооду проживали в нескольких местах и находились в трех кожуунах: Оюннарском, Тоджинском, Давана и за восточным Танну-Ола, по р. Нарыну (Сердобов, 1971). Южные чооду (нарынская группа), которых соседние монголы назвали “харь чоод”, то есть “черные чооду” — это относительно компактная группа, проживающая в Эрзинском кожууне. В настоящее время она почти целиком сосредоточена в с. Нарыне.
Современное население Тувы считает чооду коренными жителями Эрзинского кожууна. Их появление в этом кожууне относится к первой половине XVIII в. и связывается с именем Бату, внука Чингисхана, основателя государства Золотой Орды или Улуса Джучия. Согласно преданию, чооду появились в Туве как военнопленные. Прародитель эрзинских чооду был куплен Бааты-Ханом. Затем он вошел к нему в доверие и был поставлен для охраны границы в Эрзинском кожууне. У этого чооду было семь сыновей и семь дочерей, от которых и размножились чооду.
Чооду, в основном, жили по Нарыну. Их почитаемой горой была Огээ-Морен, находящаяся в верховьях Нарына. Они любили свою гору, считая ее своей доброй покровительницей. Женщины ежедневно после доения “угощали” ее молоком, брызгали молоко ложкой по направлению к горе. Эта гора будто бы защищала чооду от злых духов. Старшее поколение чооду и теперь с большой симпатией и уважением относится к горе Огээ-Морен.
По рассказам стариков, значительная часть чооду переселилась из Эрзина в современный Пий-Хемский кожуун, в бассейн Пий-Хема на р. Тапсу, переселение это произошло давно, будто бы до захвата Тувы Цинами. Эрзинские чооду и теперь считают чооду Пий-Хемского кожууна своими родственниками. Однако если переселившиеся на Пий-Хем чооду сохранили свой тюркский язык, то эрзинские постепенно “омонголились” по языку. Вместе с тем они сохранили многие черты культуры и быта отличные от монгольских, характерные для других родоплеменных тувинцев, но с некоторыми бытовыми особенностями, отличающими их в этом отношении от других тувинцев. Например, чооду не употребляют в пищу ни верблюжьего молока, ни мяса, в то время как соян или кыргыс, живущие в том кожууне, это делают (Потапов, 1969).
Монгуш. Исследователи и путешественники отмечали роды монгуш: Монгуш или Ак-Монгуш, Kapa-Монгуш и Улуг-Монгуш в Сут-Хольском кожууне. Ак-Монгуш кочевали по рекам Шеми и Ак-Сугу, Кара-Монгуш — по Чаа-Холю, Алашу, верховьям Хемчика, Улуг-Монгуш — самая многочисленная — кочевала по р. Тас-Булун (рукав р. Ак в Сут-Хольском кожууне). Они считали себя кровными родственниками ак-монгуша и кара-монгуша.
Г. Н. Потанин отметил монгушей (монгош) в Холь-сумоне в районе оз. Тере-Холь (Потанин, 1883). Анализ данных о современном расселении носителей этнонима “монгуш” убеждает, что районом образования племени монгуш (из пришлых монголов и местных тюркских групп) была западная Тува, часть Улуг-Хемского района. В Дзун-Хемчикском насчитывалось — 1322, в Овюрском — 305, в Улуг-Хемском — 761 и в Тандынском — 107 семей (Дулов, 1951; Потапов, 1969).
Маады. Одно из древнейших и коренных тувинских племен. Часто упоминаемая в русских письменных источниках XVII в. родоплеменная группа маады входила вместе с чооду в хошун Давана, в котором составляли особый сумон Маады. В настоящее время тувинцы-маады (свыше 200 семей) проживают в Пий-Хемском кожууне, в основном на территории Уюкского сельского совета.
В древности маады кочевали не только в этом кожууне, но и севернее Саян. В XVII в. кочевья маады встречались в Южной Туве, соприкасаясь с кочевьями Алдан-Хана (Потапов, 1969). В одном русском документе 1721 г., составленном в Красноярске, маады названы модинцами или модинскими сойотами, и их кочевья указаны в верховьях Енисея. И все же их исконные земли — в бассейне рек Бий-Хема, Уюка, Уса. Поэтому текст первой строки памятника № 2 с р. Уюк-Аржана (Оок-Аржаана), содержащий в переводе В. В. Радлова слово “матымыз”, связываемое с этнонимом “маады”, хорошо согласуется с местом расселения этого племени и с тем, что геройское имя человека Ак-Баш, которому посвящена эпитафия, сохранилось в тувинском языке (Сердобов, 1971). Е. К. Яковлев (1900) и другие исследователи сообщают, что маады в XIX в. жили по р. Бий-Хему, между р. Баянголом и местом слияния Бий-Хема с Каа-Хемом. Реки Сесерлиг, Уюк, Ут и другие входили в район их обитания.
Л. К. Аракчаа «Истоки экологического воспитания», 2004 г.