Родоплеменная группа “иргит” распространена не только у тувинцев, но и у алтайцев, частично у хакасов, даже у хотогойтов (ирхит) и западных монголов. Она имеется и в Бурятии, у так называемых тункинских сойотов. Последние обитают в долине Тунки и представляют собой потомков тувинцев-иргитов XVII — XVIII вв. В русских письменных источниках XVII в. иргиты упоминаются в начале 60-х годов среди ясачного населения Кайсотской земли, насчитывающей ясачных плательщиков в количестве около 4000 человек. Население Кайсотской земли разводило верховых оленей для перекочевки по тайге, где они охотились на зверя. Иргиты жили на территории, входившей в Иркутский уезд. Часть их обитала по реке Иркут, наименование которой, возможно, и произошло от группы иргит. Эти тувинцы-иргиты, или, как их именуют русские документы того времени, “Иркицкого рода соеты”, платили ясак Русского государства.
В западной части Тувы также обитала значительная группа иргитов, кочевья которой, по всей вероятности, простирались и на Южный Алтай. При разделении границы с Россией, после оккупации Тувы маньчжурской династией Китая, на Алтае осталась группа населения, именовавшая себя “иркитами” и считавшаяся в местной среде сеоком (родом) (Потапов, 1969).
Группа иргит входила в 3 хошуна: Оюннарский, Хемчикский и Хасутский. Иргиты жили по обе стороны хребта Танну-Ола.
Иргиты Оюннарского хошуна делились на кара-иргит и сарыг-иргит. Основная часть иргитов в настоящее время живет на р. Тес, приток Тарлашкын, в с. Бай-Даг. Раньше иргиты обитали по среднему течению р. Нарын со священной горой — Чыргалык-Хаан. На этой горе устраивали оваа, моления, на священных территориях никогда не охотились и не рубили деревья. Женщины каждое утро угощали гору (брызгали молоком по направлению священной горы), а, выйдя замуж и переселясь к мужу, продолжали угощать уже почитаемую гору мужа.
Иргиты, входившие в Хемчикский хошун, где они составляли отдельный сумон, жили по рекам: Алаш, Чадан, Барлык. В настоящее время хемчикские иргиты зафиксированы в Монгун-Тайге, Кара-Холе. Имеется сообщение об иргитах Бэйсэ-хошун (Бээзи), где они не составляли самостоятельного сумона. Имелись иргиты и в составе алтайских тувинцев, так называемых кокчухутупов (Потапов, 1969).
Л. К. Аракчаа «Истоки экологического воспитания», 2004 г.