70 лет назад в 1951 году выпускник Московского государственного университета, старший научный сотрудник Тувинского областного музея Севьян Вайнштейн организовал этнографическую экспедицию на Тоджу. Его исследования в виде монографий стали настольной книгой для этнографов Тувы и сотрудников Тувинского музея.
Севьян Израилевич Вайнштейн (1926-2008) – известный ученый с мировым именем, археолог, этнограф, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. В 1950 г., окончив Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, начал трудовую деятельность в Тувинском областном музее (ныне Национальном музее РТ). Первый в Туве организовал этнографическую экспедицию в Тоджинский район от Тувинского музея. С этого времени начинается глубокое изучение истории, быта и культуры тувинского народа. В последние годы до 2008 г. работал ведущим научным сотрудником Института антропологии и этнологии имени Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук. Севьян Израилевич автор более 300 научных публикаций, из которых свыше 30 переведены на иностранные языки, имеющий почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Тыва». Вайнштейн внес большой вклад в развитие музейного дела в 1950-е гг. в качестве старшего научного сотрудника Тувинского областного краеведческого музея (иногда и.о.директора музея), с 1954 г. – работал в Тувинском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории.
Основной задачей экспедиции в Туве С.И. Вайнштейна являлось этнографическое изучение восточных тувинцев и сбор сведений об археологических памятниках. Маршрут экспедиции охватывал центральную и северную часть района. Основным транспортным средством при передвижении служили лошади
Этнографическая работа проводилась в поселках колхозов «Советская Тува» и имени Первого Мая. Кроме того, экспедиция выезжала в места работы рыболовецкой бригады в район озера Азас и оленеводческой бригады, которые находились в это время в высокогорном районе Шивага-Тайга в северной части Тоджи. Для того чтобы достигнуть места расположения оленеводов, экспедиции пришлось преодолеть на лошадях сотни километров по охотничьим тропам сквозь таежные места.
В ходе работы экспедицией исследованы материальная культура тоджинцев-оленеводов и скотоводов (жилище, одежда, утварь, транспорт, хозяйство, искусство, космогонические представления, фольклор (предания), социальная организация в конце XIX – начале XX века, пережитки родового строя, родовые территории, социальное расслоение среди оленеводов, свадебные и похоронные обряды). Значительное место в работе экспедиции занимал вопрос о происхождении отдельных тувинских родоплеменных групп в связи с проблемой этногенеза восточных тувинцев. Большое внимание было уделено изучению социалистической перестройки культуры и быта оленеводов в условиях колхозного строительства.
Ученым были записаны этнографические сведения от 60 информаторов, в основном пожилого возраста, составлены десятки рисунков, выполнены около 400 фотоснимков. Для музея приобретена этнографическая коллекция в количестве 92 единиц. Результатом исследования восточных тувинцев С.И. Вайнштейна является защита в 1956 г. кандидатской диссертации, позже издание книги «Тувинцы-тоджинцы». Собранная ученым этнографическая коллекция и часть фотоснимков хранятся в Тувинском музее, остальные фотоснимки находятся в фототеках ТНИИЯЛИ (ныне ТИГПИ) и Институте антропологии и этнологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. Известная московская ученая, археолог М.А.Дэвлет не раз говорила молодым ученым, что настоящий археолог или этнограф лишь тот, кто неплохо рисует. Действительно, на протяжении своих полевых работ С.И.Вайнштейн мастерски выполнял рисунки, где с точностью изображал многие этнографические предметы, вышедшие из употребления быта тувинцев с середины XX века. Многие из них он поместил в своих монографиях. В 1956 году ученый успешно защитил кандидатскую диссертацию о восточных тувинцах. Несомненно, многие его рисунки были наглядными иллюстрациями, что вызвал большой интерес у членов Совета.
Рисунки С.И. Вайнштейна мы находим в его книгах «Тувинцы – тоджинцы», «История народного искусства Тувы», «Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства», «Мир кочевников Центра Азии», «Загадочная Тува». Последняя была удостоена премией им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН в 2008 году.
Рисунки в книге «Тувинцы – тоджинцы» можно разделить на 5 разделов, причем попутно указывал этническое (тувинское) название предмета и его составных частей.
В разделе «Хозяйство» ученый показал лыжи, подшитые мехом» (рис. 12, стр. 44), подробно описал технологию: «лыжи обтягивали камусами (бышкак). Для покрытия одной лыжи требовались три лосиных или конских камуса, которые сшивали в длинную полосу и аккуратно выкраивали по форме лыжи, оставив лишь небольшой запас. Камусы шерстью наружу затягивали на лыже сухожильными нитями и пришивали к основе, используя имевшиеся в ней отверстия, иногда камус прикрепляли деревянными гвоздями. Накладку для ног (изен) делали из продолговатого куска камуса шерстью наружу, который пришивали к основе лыж, и двух кожаных ремешков (хаак баа), завязываемых на ноге».
Вайнштейн успел тщательно нарисовать самострел, как ему объяснили местные жители Тоджи, в начале XX века охота с самострелами была запрещена, и они начали выходить из употребления. (рис. 17 на стр. 50). Описание: «Самострел состоял из ложа (кырык), изготовленного из лиственницы. В передней части ложа укреплялось луковище (ая). В верхней части ложа был сделан паз (ковул) для стрелы (уну). Тетиву, свитую из кожаного ремня, устанавливали на деревянном курке (эргектээш) при помощи волосяной петли — взвода (мунгаштааш). К петле была привязана длинная волосяная нить (сээну в западных районах – сээн), перегораживавшая путь зверю; задев ее, он спускал стрелу».
На стр. 62 Вайнштейн показаны два типа седла: вьючное (ынгыржак) и детское (эримээш). (рис. 35). Даны их подробные описания, особенно детского седла, которое состояло из двух деревянных досок (чаагы), скрепленных крестообразными дужками – лучками. Передняя называлась башкы бажы (передняя голова), задняя – сонгу бажы (задняя голова). На стр. 76 представлены орудия труда для домашнего производства (рис. 53, 54, 55): скребки и кожемялки.
Интересны предметы домашней утвари тувинцев из кожи и дерева, которые показаны на стр. 97 (рис. 80, 81). Растительная пища тоджинцев состояла в основном из высушенных луковиц сараны. Были известны два способа сушки сараны. Луковицы высушивали на сп ециальном сооружении (аърга), под которым близ чума разводили небольшой костер. Об этом известно по рис. 93 на стр. 105. Разнообразны головные уборы на рис. 116 (стр.121). на рисунках 134, 135, 136, 137, 138, 140, 141 показаны геометрические и растительные орнаменты на дереве, металле, коже.
Талант С.И.Вайнштейна как художника можно увидеть на рисунках, где изображены сложные предметы – шаманские принадлежности. Так, на рис. 146 ученый точно нарисовал шаманский жезл, особенно его верхнюю часть с изображением человеческих голов, также интересен на рис. 151, 152, 153, 154 шаманский плащ, шаманский нагрудник, обувь и ээрен.
Таким образом, только в книге «Тувинцы-тоджинцы» помещены около 70 рисунков по материальной и духовной культуре восточных тувинцев. Рисунки по этнографии и по древней истории Тувы можно встретить и в других книгах ученого, которые могут быть объектами изучения историко-культурного наследия тувинцев.
А.О. Дыртык-оол, к.и.н., зав. методическим отделом по вопросам истории и этнографии НМ РТ