Где родник, туда стремятся все звери и даже птицы, так говорят.
Где звучит бубен шамана, туда идут люди всех возрастов, так говорят.
Это было давным-давно, когда только появились на земле люди. Денгер хайыракан, по- русски Небесное божество сотворило хам-кижи, дословно шамана-человека. Он жил под горою Шангыр-Хая, что значит Звенящая Скала. Она находится на правом берегу реки Хондергей. И были у него жена, одна собака и коза с козленком. Был шаман могучим. Точно его имени ни его современники, ни его потомки не знали, однако все жители реки Хондергей и поныне о нем говорят, как об Илбичи-шаман’е, шамане — Волшебнике,
Когда звенел бубен, обтянутый кожей козерога, Илбичи вел камланье, посвященное новому бубну, и к нему шли его земляки. Эти люди к нему шли по тропинке, оставляя свои следы на земле. Говорят, что сначала на земле появились следы человека, следы птиц, следы всех зверей. Если бы не звук бубна шамана Илбичи, на земле не было бы никаких следов, так говорят.
Когда звенел бубен шамана Илбичи, посвященный духу родника, к нему шли люди из близких и из далеких стойбищ и кочевий. Одни шли по редким, но знакомым следам, образуя тропинку то в лесах-, то в горах. Другие понаслышке торили путь к нему издалека, зарождая новые тропы к стоянке волшебного шамана у Шангыр-Хая. Со всех четырех сторон света к одинокой юрте шамана Илбичи шли люди разных возрастов, чтобы слышать чарующие звуки бубна, таким образом, они впервые создали тропинки, так говорят. И звук бубна-коня, и магические песни шамана Илбичи не знали никаких границ, и вскоре о бубне знали люди близких и дальних краев.
Да, тропа пеших людей и тропа конная и зимой, и весной, и летом, и осенью безошибочно вела к юрте шамана-кудесника, шамана-певца, шамана-музыканта, шамана-лекаря, шамана- творца, рожденного Небесным божеством. Когда звенел бубен шамана Илбичи, обращенный к духу священной горы Чингирлээн на его звук стремились люди-язычники. В те далекие времена жители Поющей реки-Хондергей очень верили силе духа высокой горы Чингирлээн. Ежегодно, когда таяли снега, когда куковала кукушка, Илбичи-шаман всегда проводил обряд, посвященный духу этой горы. На праздник одни шли пешком, другие ехали на волах, иные на конях, таков был обычай. И так образовалась Хондергейская дорога.
Дорога ведет к знакомству, так говорят. Без дороги ни знакомства, ни сбора, ни праздника, так говорят.
Звук бубна — это таинственный сигнал к открытию тропинки. Где бы шаман ни вел камлание, звук его бубна доходит до самых далеких краев. Были времена, когда звук бубна был сигналом, который к себе приглашал всех людей, образуя тем самым тропинку жизни.
Звук бубна — это божественный дар, способный возбуждать сердца всех людей, чтобы они слышали сладкую музыку шаманского песнопенья. Если бы в нашем краю не звучал бубен шамана Илбичи, не появилась бы Хондергейская конная дорога, которая и поныне приводит к нам людей самых разных языков и рас.
И следы, и тропинки, и дороги обязаны мифическому звуку шамана.
Легенда рассказана Монгушем Келдегей оглу Бора-Хоо,
записана 18 октября 1954 года на стоянке Кушкаш Озен.