Была и есть такая дорога, которая называлась казенной дорогой — Албанчы-Оруу. О ней много я слышал, потому и знаю.
Албанчы-Оруу начиналась на территории тогдашнего Даа кожууна с перевала Адар-Тош, проходила через Ак- Туруг, пробегала улуг-хемский Чааты-Аксы и устремлялась вперед.
Далее Албанчы-Оруу направлялась на Ак-Тал, переправлялась через реку Элегес и оказывалась в тандынском Суг-Бажы. А оттуда пробегала по берегам озера Чагытай прямо до Кызыл-Арыга.
Албанчы-Оруу добиралась до Шуурмака, к перевалу Калдак-Хамар и, пропетляв по горам, приходила в Самагалтай — в ставку верховного правителя всей Тувы Амбын-нойона. Оттуда почти по прямой пролегала она до Шара-Сюра, где теперь пограничная застава. Далее дорога следовала по степям и пескам, через горы и реки к Улясутаю, к ставке специального представителя верховной маньчжурской администрации цзянь-цзюня, то есть генерал- губернатора, который управлял Тувой, руководствуясь законами Цинской империи.
Людей, которых в то время называли Алдан-Дургун — Шестидесятью беглецами, после разгрома восстания выловили на Хемчике и вели этапом по дороге Албанчы- Оруу в Улиастай. А после, когда их казнили, головы их с косами в корзинах — арыках были привезены на верблюдах через Хондергейский Большой перевал.
Из воспоминаний Чооду Санчай оглу Чадамба, родившегося 3 марта 1915 года на местечке Кара-Хем, в верховьях реки Тапсы, что в Пий-Хемском (Бег-Хем) кожууне. Запись сделана Монгушем Кенин-Лопсаном 1 сентября 1983 года в республиканском краеведческом музее.