Глобализация, несомненно, оказывает большое влияние на процессы развития образования. В результате такого влияния в XXI веке появляется понятие «глобальное образование». Оно подразумевает собой особую мегасистему, в которой реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами.
Российское общество переживает период глубоких структурных изменений: в самом образовании произошли серьёзные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском нового в образовании. Важнейшими направлениями научного поиска становится изучение и исследование изменений теоретических основ образования, рассмотрение локальных и глобальных проблем образования.
Образование является одним из системообразующих институтов современного общества. Как социальный институт образование транслирует от поколения к поколению культуру, научные и технические знания, способ организации социальной жизни, а также закладывает основы развития общества, целенаправленно воздействуя на молодое поколение в его духовно-культурном, познавательном, аксиологическом уровнях.
Социально-философское исследование проблем и путей изменения современного образования происходит с различных методологических позиций. К таковым относятся: анализ сферы профессионального образования, исследование гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса, изучение интеграции науки и образования, социально-кадровой основы инновационной экономики, обоснование роли образования в трансляции культуры и его воспитательной функции.
В образовательном пространстве происходит формирование необходимых умений и навыков восприятия, усвоения, сохранения, воссоздания актуальных для жизни социума старых и новых духовных и материальных ценностей, которые определяют перспективу его социально-исторического развития. Культура представляет собой некую духовную субстанцию, которая воздействует на образ жизни той или иной цивилизационной, региональной, этнической общности.
Культура есть творчество мира и человека. Именно в творчестве человек преодолевает свою ограниченность, превосходит все пределы, становится действительно свободным. Поскольку образование, как единство обучения и воспитания, всегда есть подведение под определенный стандарт, а в творчестве, в самом широком смысле, не может быть стандартов, всякое образование является «внекультурным» процессом. Невероятно, но это так, поскольку образование всегда считалось одним из самых очевидных и устойчивых феноменов культуры. Такой вывод, безусловно, следует из определения культуры как творчества.
Образование является универсальным каналом исторической трансляции культурных ценностей. Фундамент под духовное развитие человека закладывается на групповом уровне в атмосфере семьи, которая идентифицирует себя с определённым этносом и его культурой. На институциальном уровне духовная жизнь проявляется в сфере образования, науки, искусства, религии. Духовная жизнь общества представляет собой довольно сложный многоуровневый процесс, который трудно понять и тем более прогнозировать его развитие.
Образование в современном мире нуждается в реформировании, особенно в аксиологической сфере; ценности духовно-нравственной культуры должны доминировать. В последнее десятилетие особенно значимыми стали компаративистские исследования педагогических феноменов межкультурной коммуникации в процессе обучения и воспитания. Для определения и прогнозирования перспектив развития отечественного образования необходима тесная международная взаимосвязь с коллегами. Прогресс возможен только в тесном взаимодействии всех членов образовательного сообщества, представителей науки, культуры, родителей, а также работодателей.
Автор статьи: Ч.О. Адыгбай
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 57-58.