Оркестр русских народных инструментов Монгун-Тайгинского кожууна стал уникальным явлением в музыкальной культуре республики. Развитие оркестра происходило постепенно. Идея создания оркестра русских народных инструментов принадлежит директору школы искусства Салчак Демир-оолу Комбуевичу. В конце 70-х годах оркестр начал свое существование. Первым этапом стала домра, балалайка. Следующим этапом работы явилось создание ансамбля, для чего был изготовлен комплект оркестровых балалаек, различных по размерам и звуковым качествам: прима, секунда, альт, бас, контрабас (балалайка-секунда введена в оркестр позднее). Эти инструменты стали основой для организации балалаечников. В 1984 году вместе с выпускниками Кызылского училища искусств оркестр пополнился домрой. Домра малая и альтовая прекрасно сочетались по тембру с балалайкой. Не менее важно и то, что домра дала недостающую в балалаечном ансамбле кантилену. С введением домр класс любителей игры на балалайках был переименован в оркестр. Его состав был в основном сформирован. В него вошли все те инструменты и инструментальные группы, которые составляют ядро, основу современного оркестра русских народных инструментов: группа балалаек (прима, секунда, альт, бас, контрабас), группа домр (малая, альт, бас), ударные, гусли, духовые.
С 1985 года впервые состоялось публичное выступление оркестра под руководством заслуженного работника культуры Республики Тыва Салчак Калбак-оола Сотпаевича. Он сочинял для оркестра песни и музыку.
К десятилетнему юбилею оркестра в 1995 г. при поддержке Министерства культуры Республики Тыва оркестр переименован в «Народный коллектив». Коллектив стал победителем в конкурсе «Тыва
– бистиӊ ɵргээвис» в 2001, 2003, 2004, 2007 годах. В 2005 году он стал дипломантом конкурсов
«Салют Победы» и «Песня-2002». В 2015 году коллектив получил звание «Лучший русский народный оркестр». Наш оркестр выезжал на гастроли в такие районы, как Бай-Тайгинский, Барун- Хемчиский, Дзун-Хемчикский, Овурский, Кызылский и в город Кызыл. Выступал в музыкально- драматическом театре им. В. Кок-оола, в филармонии, в доме-интернате для пожилых людей.
Как мы знаем, первыми музыкальными инструментами с рождения ребенка были звуковые игрушки-погремушки, бубенцы, дудочки. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к музыкальной деятельности. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе дух традиционного искусства. Характерные для народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь.
В детской школе искусств с. Мугур-Аксы оркестр русских народных инструментов играет важную роль в музыкальном воспитании детей. Набор и комплектование оркестра осуществляется с проверки музыкально-слуховых данных учащихся. Учащиеся, прошедшие проверку с положительным результатом, зачисляются в оркестр.
Состав оркестра делится по группам:
І группа объединяет учащихся младших классов в количестве 8 учащихся. Работа в этой группе ведется по трем направлениям:
- освоение музыкальной грамоты;
- овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
- приобретение навыков ансамблевой игры.
ІІ группа объединяет учащихся старших классов в количестве 10 учащихся. В этой группе ведется:
- дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры;
- знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;
- знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры в грамзаписях.
Для гармоничного звучания оркестра проводится большая предварительная работа с детьми – сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и наконец, всем составом оркестра. Нужную тему играют сначала одни инструменты, потом – другие (по музыкальным фразам или предложениям).
При распределении между детьми партий в оркестре учитываются их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, поручают партии мелодических инструментов.
Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии.
Эти упражнения являются важными для первоначального этапа обучения в оркестре. В дальнейшем методичная и целенаправленная творческая работа в оркестре позволяет преподавателям добиваться высоких результатов.
В 2010 году коллектив ДШИ отметил две юбилейные даты:25-летие оркестра и 60-летие Калбак-оола Сотпаевича Салчака. После него оркестр возглавил талантливый педагог и композитор Дирти Алдын-Бек Иванович.
Оркестр исполняет такие произведения как «Музыкальный привет» К. Салчака, «Утром в лесу» А-Х. Иргит, «Чайлаг» А-Б. Дирти, «Аъдым» Ч. Очура. Под руководством оркестра исполняют песни «Хиндиктиг-Хɵл» музыка О. Саая, М. Иргит. «Ынак чараш хемнеримни» музыка О. Иргит, А-Б. Дирти, «Тывам» А. Хертек и др. Также на концертах нас радуют своим исполнением песен Зинаида Амыртак, Ульяна Хертек, Хунан-Кара Хертек, Екатерина Самыя.
В 2015 году оркестр отметил свое 30-летие, и мы гордимся своим оркестром народных инструментов в школе, так как он важен как для развития способностей отдельно взятого ребенка, так и для музыкального воспитания всех детей.
Автор статьи: А-Х. С. Хертек
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 — №4 – с. 49-51.