В Шагаа, после окончания обряда «сан салыр», начинается обряд «чолукшуур» — обмен новогодними приветствиями с благопожеланиями.
Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Иногда он между родственниками и товарищами сопровождается легким прикосновением щек.
У тувинцев был традиционный обмен приветствиями между пожилым и молодым:
— Амыр, амыр! – с поклоном обращается младший к старшему.
–Амыргын тур. Амыр-ла! – отвечает старший и берет подарок.
Слова «амыр», «амыргын» означают «здравствуйте», «здравствуй».
Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак — шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».
Раньше женщины вместо хадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур», в отличии от мужчин, они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.
Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками. Дарили, например, пушнину белого цвета. Если молодой охотник поймал горностая, его шкурку он дарил пожилому человеку. А иногда преподносили дадаазын — ремешок от одежды, подношение бедняков.
Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой, и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и походов в гости.
Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.
Затем — непрерывная цепь хождений по юртам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками — до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.
Современные тувинцы Шагаа стараются праздновать уединенно в узком семейном кругу. Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.
В старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.
Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год.
В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдельных местностях, обменяться с ними приветствиями и подарками.
Важнейшая особенность празднования Шагаа — во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки. Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан, доктор исторических наук, тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное «аза суксуну» — напиток чертей. Шагаа считается самым трезвым праздником.
Монгуш Ч.А-С., методист отдела истории и этнографии НМ РТ