13 мая 2022 года Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва отметил свою 93-летнюю годовщину со дня рождения. Прежде чем появиться, этой дате предшествовали значимые события, которые подтолкнули к его созданию.
В 1928 г. произошло важное событие, ставшее, по мнению первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева, одной из причин появления музея в Туве. В качестве его доказательства прочитаем аннотацию к одному фотонегативу из архива В.П. Ермолаева, хранящегося в фондах музея. Она так гласит: «Собрание аратов на усадьбе умершего нойона сальджакского. Араты решают вопрос о конфискации его имущества и передачи его народу. 1928 г.»
Собрание аратов
Летом 1928 года умер правитель Салчакского кожууна Идам-Сюрюн. Как свидетельствует вышеупомянутая надпись, возле дома покойного князя в сосновом бору в нескольких километрах от Балгазына проходило собрание аратов, где решался вопрос о конфискации имущества феодала. «Собрание было довольно бурное: бедняки голосовали за немедленную конфискацию имущества, а родственники князя были против. После нескольких часов жарких прений все-таки было решено конфисковать имущество. Было отобрано большое количество ценных предметов, одежды, обуви, различной посуды, домашнего обихода, личных вещей нойона и его семьи. Тогда возник вопрос о создании Тувинского государственного музея», — вспоминал Ермолаев, как свидетель.
Для временного хранения конфискованного имущества покойного феодала Министерством внутренних дел ТНР было выделен небольшой склад. Вещей было довольно много: двадцать семь аптара (наименование тувинского сундука), наполненные костюмами, утварью, различной металлической и деревянной посудой и т.п. Однако подходящего здания не нашлось. Все будущие экспонаты продолжали находиться там до 1930 года. Серебряные изделия: кубки, чайники и предметы религиозного культа были сданы в Госбанк Тувинской Народной Республики. К сожалению, склад, в котором находились эти местные материалы, никем не охранялся и большинство ценнейших предметов было расхищено. Таким образом, пока шла подготовительная работа, музей лишился самых интересных вещей тувинского обихода.
Первое здание музея
Благодаря настойчивой инициативе членов партийной организации при правительстве ТНР был решен вопрос о создании музея. 13 мая 1929 года состоялось заседание Политбюро ЦК ТНРП, где присутствовали члены тувинского правительства и консульства СССР. На повестке дня стоял один вопрос: создание краеведческого музея тувинского народа. При единогласном решении директором был назначен В.П. Ермолаев.
Были созданы две комиссии, которые должны были заниматься организаторскими и финансовыми вопросами. Следовательно, датой основания Тувинского Государственного музея является 13 мая 1929 года, о чем свидетельствует протокол № 27, копия которого хранится в рукописном фонде научной библиотеки ТРКМ. Перевод этого документа с монгольского языка на тувинский осуществил С.Т. Танов, так как делопроизводство в Туве до 1930 г. велось на монгольском языке.
Сначала Тувинский музей функционировал при Министерстве внутренних дел ТНР, занимавшийся вопросами культуры, просвещения и здравоохранения. Руководством МВД В.П. Ермолаеву, как имевшему опыт музейной работы, была предложена командировка в Москву и Ленинград для установления связи с научными учреждениями СССР, прежде всего с Академией наук и ее музеями. 27 мая 1929 года в исполкоме РСТК в Туве Ермолаеву выдается командировочное удостоверение за №1061 о том, что тот «действительно выезжает в пределы СССР по музейным делам».
Удостоверение Ермолаева В.П.
Созданный в 1925 г. декретом Совнаркома Всесоюзное общество культурной связи с заграницей стало мостом, связывавшим культурные учреждения ТНР с советскими. Основной задачей считалось его содействие в приобретении необходимого оборудования для культурных учреждений республики, а также в поездках местных работников – тувинцев и русских в СССР для ознакомления их со строительством и жизнью Советского Союза и для совершенствования их в той или иной специальности. В числе основных звеньев связи Тувы с Союзом являлась организация правительством музея по истории Тувы.
Находившийся при консульстве СССР в Кызыле представитель Всесоюзного общества культурной связи с зарубежными странами (ВОКС) Шилин обратился в правление, что находилось в Москве, с просьбой оказать содействие Ермолаеву в выполнении порученного дела, тем самым помочь правительству ТНР в создании музея. Правление, в свою очередь, обратилось в Академию наук СССР, во многие музеи и выставочные комитеты. В письмах была выражена просьба принять участие в комплектовании фондов для будущего музея в Туве. Сохранились копии писем в Исторический музей, Ботанический сад, издательство «Новая деревня». Так, член бюро правления ВОКСа Л.К. Брагинский и заведующий отделом выставок А. Кинунов писали, что «правительство дружественной нам Танну-Тувинской Народной Республики организовало в городе Кызыле государственный музей, в котором имеются три отдела: местный, то есть краеведческий, революции и общеобразовательный. Отдел революции и общеобразовательный включают книги, плакаты, диаграммы, картограммы, фотоснимки и прочие экспонаты. Этот музей в условиях культурной отсталости страны, обладающей ограниченным количеством школ, призван сыграть крупнейшую культурную роль».
Правительство и общественность Тувы, связанные тесными узами дружбы с СССР, вправе были рассчитывать на самую активную культурную помощь. ВОКС стало посредником в этом культурном мероприятии. По его просьбе культурные и научные учреждения предоставили Тувинскому музею издаваемые ими книги, плакаты и другие материалы, характеризующие культурную, экономическую и общественную жизнь СССР и других стран. ВОКС брало на себя все расходы по пересылке экспонатов.
В течение пяти месяцев В.П. Ермолаев посетил музеи, выставки, научные лаборатории, кабинеты ученых. Он встречался с такими крупными учеными, как академик, минеролог А.Ч. Ферсман, палеонтолог М.В. Павлова, академик-востоковед С.Ф. Ольденбург и др. Позже В.П. Ермолаев вспоминал: «…для многих Тува представлялась кусочком Центральной Азии, о которой можно было узнать только из сугубо специальной литературы, очень и очень ограниченной и разбросанной по времени девятнадцатого и начала двадцатого столетия… Приходилось объяснять, как жил народ при нойонах и феодалах, чем люди питаются и т.д. После таких бесед некоторые считали себя первооткрывателями Тувы».
Письма ВОКСа и академика Ольденбурга к различным учреждениям помогли Тувинскому музею получить множество материалов, интересных экспонатов для общеобразовательного отдела. Экспонаты получены от Государственного Эрмитажа и Русского музея. Кроме картин, получены в дар несколько скульптур, образцы старинного оружия, рыцарские доспехи.
Зоологическим музеем Академии Наук были подарены следующие коллекции: чучела птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, морских беспозвоночных насекомых. Минералогическим музеем выделена коллекция минералов, сыгравшая неоценимую помощь при определении местных материалов. Географическим обществом безвозмездно был передан набор аппаратуры с самопишущими приборами для организации метеорологической станции при музее.
Выделили материалы из своих фондов Центральный музей имени В.И. Ленина, Исторический музей, книгоиздательства и другие организации и учреждения. Это свыше 500 книг, брошюр, фотографий и рисунков, а также стереоскопический аппарат с набором диапозитивов. Все коллекции были отправлены бесплатно по железной дороге, а из Абакана груз был доставлен гужевым транспортом, обеспеченным из Кызыла.
Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ