
Имя Нади Рушевой давно известно миллионам любителей искусства в России и за ее пределами. В Туве юную художницу считают своей землячкой, так как Надя была единственной дочерью известного в СССР художника — Николая Константиновича Рушева и одной из первых профессиональных балерин Тувы — Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой.
Как всякий ребенок, Надя любила животных. В ее творчестве есть целый цикл рисунков «Животный мир». Она любила животных по-особенному – « …как братьев наших меньших …» и всю жизнь обращалась к ним в своих рисунках, в них мы видим и реальных, и мифических животных [1].
В фондах «Живопись и графика» Национального музея им. Алдан-Маадыр хранятся 280 рисунков из цикла «Животные». Их можно условно разделить на подтемы: о благородных оленях, лошадях, подводный мир, животные Африки, породы собак, сказочные животные, насекомые, шаржи.
Главное, что выделяет Надя в этих рисунках – врожденную красоту, присущую животному миру: подчеркнуто стройные «ножки» лошадей и северных таежных оленей, грациозность изгиба шеи жирафа и кошачьего тела, легкость движений журавлей, живописный рисунок шерсти Багиры.
В рисунке «Антилопы и мартышка» мы видим мирное пастбище, а в работах «Олененок-шалун», «Девочка и звери», «Девочка чукча с собакой» из серии «Народы мира» показана трогательная дружба животных с человеком. Тема борьбы за существование нашла отражение в рисунке «Акулы», где показана гигантская белая акула с детенышем, нападающих на мелкие рыбешки. Свирепость акулы отражена грубо зазубренными зубами, изображенными в разинутой пасти. Все это выполнено разнообразно, ясно и вдохновенно, с раскрытием всех особенностей, повадок и характеров зверей.
Основатель советской школы анималистов академик В.А. Ватагин радовался, что и здесь Надя Рушева была зорка и безошибочна, и никогда не подражала ни ему, ни другим мастерам. Со скульптором-анималистом В.А. Ватагиным Надя познакомилась в 1963 году, ее особо интересовали иллюстрации художника к книге Р.Киплинга «Маугли», его картины из жизни животных в Зоологическом музее МГУ и его скульптурные украшения в Московском зоопарке, где она так часто бывала. Трогательной дружбе двух художников, продолжавшейся до последних дней Надиной жизни, не мешала огромная разница в возрасте почти в семьдесят лет. «Я имею счастливую и ответственную возможность, — писал Василий Алексеевич, — наблюдать за развитием необыкновенных способностей Нади Рушевой. Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы «детского творчества», но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира». Именно Ватагин посоветовал не отдавать девочку в художественную школу, а предоставить ей возможность рисовать исключительно по воображению [1]. Надя училась в обычной московской школе, а рисованием занималась у педагога Людмилы Александровны Магницкой во дворце пионеров на Ленинских горах и дома, Магницкая предоставляла ей полную свободу, давая лишь организующие задания, которые помогли Наде развивать ее великолепную фантазию.
Надя Рушева в своих рисунках часто показывала нелегкую жизнь животных, особенно оленей: вечную борьбу за существование, борьбу за лучшие пастбища, терзание сильными животными более слабых и т.д.
На рисунке «Бой оленя с волками» фломастером и пастелью изображен могучий пятнистый олень, который защищает раненного товарища от стаи голодных волков. Одного хищника он уже задавил передними ногами, второй, оскалив зубы и оглядываясь назад, убегает от стремительного, беспощадного противника. Силу, красоту, ярость оленя передают его движения, ноги, почти не касающиеся земли, рога благородного оленя ветвистые, шея могучая, он изображен яркими красками. По сравнению с ним его противники кажутся маленькими и серыми.
В фантазийных рисунках о животных Надя очень часто «шутит», перенося на них многие черты поведения людей. В рисунке «Танец лошадей» изображены две сказочные лошадки, одетые в украинские национальные костюмы, танцующие на сцене украинскую польку. В другом рисунке «Конь и черепаха» тушью и пером изображена шутливая сценка. Конь, увидев черепаху, от испуга встал на задние ноги и ржет. На третьем рисунке изображена фантазийная трехфигурная композиция – крокодильчик, котенок и маленькая зебра, которые в реальной жизни не могут жить вместе в одном месте.
В рисунках серии «Сказки собственного сочинения» изображены сказочные насекомые. Они трудятся, торопятся, ходят на работу, совсем как люди. Насекомые со своими чадами гуляют на свежем воздухе, обсуждают что-то между собой и т.д.
Есть в коллекции работ Нади и такая забавная картина, где насекомые: бабочка, гусеница, жук, муравей, божья коровка, стрекоза, пчела на лесной поляне стоят в очереди к парикмахеру – сверчку, который открыл парикмахерскую, очень похожую на настоящую – с зеркалами, инструментами.
А какое смешное, необыкновенное животное изображено в рисунке «Фантастические животные в музее»: у одного голова козлиная, даже с бородой, туловище от жирафа, длинные ноги, как у антилопы. Рядом с этим животным тоже стоит кто-то необыкновенный с головой в виде черепа, туловищем и косолапостью медведя.
На другом Надином рисунке «Модница с собачкой» изображена модно одетая женщина с собачкой. Внимание этой женщины сосредоточенно только на своей собачке, которая выглядит также модно, как и хозяйка.
В летние каникулы 1964 года Надя отдыхала с родителями в Крыму, неподалеку от судакской Генуэзской крепости. Купаясь у подножия грозной крепости, Надя одевала маску, ласты и любовалась причудливым подводным миром. После этого появилась серия работ с Нептуном, тритонами, наядами, медузами, сиренами, дельфинами, ихтиандрами.
В 1966 году с успехом прошла первая зарубежная выставка Нади в Варшаве. Девочка вернулась домой переполненная впечатлениями от увиденного и новых знакомств. Варшавская серия — драматичные листы о страшном Освенциме. Сирена, рыбохвостая дева — герб польской столицы — вдохновила Надю на создание забавных сценок фантастических сиренок. Но это не свирепые сирены, морские дивы, которые в мифах завлекают своим пением моряков-путешественников в морские пучины, чтобы погубить их, спастись от которых можно только залепив уши воском, чтобы не слышать их пения, как сделал это Одиссей со своим спутниками. У Нади сирены зовутся ласково сиренками, и никого они не губят, напротив, они очень обаятельны, дружелюбны, приветливы.
В серии «Образы в западноевропейской и американской литература» юная художница акварелью изобразила сказочного героя из книги Р.Киплинга «Маугли» — пантеру Багиру, которая величаво, грациозно, задумчиво, чуть-чуть наклонив голову, идет среди лиан. У Багиры вытянутое, мускулистое, но стройное и гибкое тело на сильных, умеренной длины ногах, оканчивающихся широкими округлыми лапами. Окрас шкуры у нее фиолетовый, с сине-красными круглыми пятнами, а на зеленых лианах видны желтые и розовые круглые цветы.
Искусство юной художницы Нади Рушевой не забыто. Десятки выставок в нашей стране и за рубежом, более ста книг, тысячи отзывов зрителей — свидетельство огромного интереса к творчеству Нади, ее личности. Надя Рушева жива в тысячах своих рисунков. В каждой поющей линии, в каждом беглом штрихе осталась ее прекрасная юная душа…
Биография и творчество талантливой художницы представлена в трудах Н.В. Маслова «Графика Надежды Рушевой», Н.К. Рушева «Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери», В.М. Киселева «Месяц в Артеке», З.Ш. Донгак «Мама Нади Рушевой» и др.
Несмотря на то, что Надя прожила коротких 17 лет, после себя она оставила богатое художественное наследие. Более десять тысяч рисунков были созданы ее невероятным воображением, в них нашли отражение персонажи десятков, если не сотен, классических литературных произведений, а также герои древнегреческого эпоса, балета и многое, многое другое.
По сведению доктора психологических наук Н.В. Маслова, после ее смерти для сохранения творческого наследия была проделана большая работа, чтобы осмыслить масштабы художественной коллекции, структуры, содержания творчества художницы для того, чтобы произвести тематическую классификацию работ. Результатом, которой стало создание каталога, куда были включены 33 серии рисунков: «Женские образы», «Цирк», «Античность», «Варшава», «Война», «Мир балетного театра», «Семья», «Пионерская жизнь», «Артек», «Школа», «Религиозные сюжеты», «Танец», «Костюмы. Мода», «Матери мира» и др. Среди них имеется серия «Детство», которая насчитывает 452 рисунка: «Игра в снежки», «Хочу мороженое», «Проказник», «Мальчик на реке», «Веселые фантазии», «Девочка у телевизора», «Детский сад на прогулке», «Игра детей», «Прыгалки», «Дети мира», «Во дворе», «Друзья» и многие другие.
Однако, если полностью анализировать мир детства в ее собрании, то он не только ограничен одной серией рисунков по теме «Детство». Образы детей показаны и других многочисленных сериях: «Современность» и «Жанр». Примечательно, что тема детства проходит красной нитью через все творчество Нади Рушевой. Обращаясь к нему, юное дарование раскрывает наиболее существенные стороны жизни своих персонажей. Такие как, игра, учеба, отношение между матерью и ребенком, дружбу между детьми, детские мечты и фантазии, бытовые картинки, а также драматичные сцены и печаль.
Если посмотреть историю поступления наследия юной художницы в Национальный музей Республики Тыва, то это были такие годы: 1978, 1987, 1997, 2007, 2016.
В рисунке «Дети» (КП 11228/2721) (рис. 1) показан момент прерывания игры из-за плача девочки, оставшейся без куклы.
Она привлекла все свое внимание дошколят, которые ранее были сосредоточены только на игре. Если рассматривать вид игры, то здесь представлена сюжетно-ролевая, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности. Отечественный психолог Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевую игру «деятельностью творческого характера», в которой ребята берут на себя роли взрослых через различные профессии, например, водителя, врача и т.д. Чаще всего в сюжетно-ролевой игре дети демонстрируют семейные отношения, как в игре «дочки-матери».
В рисунках встречаются, если рассматривать в рамках психолого-педагогической классификации, и подвижный вид игр. Так, в рисунке «Игра» дети весело подбрасывают мячи (КП 11228/795) (рис. 2).
Ведь подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
В 1965 г. художница создала рисунок «Девочка» (КП 11228/423) (рис. 3).
В нем акцентировано эмоциональное состояние — радость героини, связанная с предвкушением карнавала.
Несомненно, значительное влияние в периоде взросления и первичной социализации играет – мама. Так, в своих рисунках Надя Рушева показывала нерушимую и связующую связь между матерью и дитя. О чем свидетельствует серия рисунков «Мать и дитя». Например, рисунок «У постели малыша с игрушками» (КП 11228/448). Здесь запечатлен эмоциональный контакт двух персонажей, где мать, опекая своего ребенка, нежно смотрит на него. Последний, ощущая материнское тепло, биение ее сердца, успокаивается, закрыв глаза. Занимательны рисунки, где показаны школьные годы: «Пионерка в 5 классе» (КП 11228/2699) (рис. 4), «В школу», «Школьницы» (КП 10176/102), «Девочка в красном платье и школьном фартуке».
Надо отметить, что мир детства художница показывает не только беззаботным, но и трагичным. Особенно вызывает «ужас» сюжет рисунков «Дитя Вьетнама» (КП 11228/2048) (рис. 5), «Мать и дитя под бомбами» (КП 11228/2046) (рис. 6), где представлены плачущие дети возле умирающей матери. Нет ничего страшнее для ребенка, чем потеря самого главного человека в жизни – мамы!
Особенно актуально в наше время сирийская композиция рисунка «Сирийская мать и дитя. Жертвы агрессии» (КП 9431/2), где мать, укрывая ребенка, пытаясь тем самым как-то уберечь его от опасности внешнего мира. В глазах у них только тревога и страх.
Но, несмотря на насилие и войны, художница убеждена, что мир, добро, понимание и уважение всегда будут нерушимыми ценностями. На рисунке «Дети мира – за мир!» (КП 11228/1224) (рис. 7) запечатлены девочки, являющимся представителями трех рас, которые держась за руки, показывают свой символ дружбы народов всех континентов.
Надя Рушева через свое творчество выражала свои мысли и чувства, подчеркивая, что детство – это ценный период жизненного пути каждого человека.
Список использованной литературы:
1.Ганина С.А. Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность // Научно-педагогическое обозрение. 2014. 1 (3). С. 34-43.
2.Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.6.
3.Маслова Н.В. Графика Надежды Рушевой. М., 2009. 472 с.
4.Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери. М., 2007. 240 с.
5.Киселев В.М. Месяц в Артеке: Литературная хроника. Кызыл, 1987. 144 с.
6.Донгак З.Ш. Мама Нади Рушевой. Воспоминания, фотографии, письма, графика Нади Рушевой.–Кызыл, 2014. 164 с.
7.Маслова Н.В. Графика Надежды Рушевой. М., 2009. 472 с.
8.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978. 228 с.
Дыртык-оол М.О., методист отдела истории и этнографии НМ РТ