Трансформационные процессы тувинской семьи, по мнению С.М. Биче-оол, начались с изменения правового статуса тувинской женщины. На государственном уровне происходило закрепление равноправия женщин во всех областях политической хозяйственной и культурной жизни.
Важным документом, отражающим семейно-брачные отношения тувинцев, явился Кодекс законов о браке, семье и опеке ТНР (18 мая 1930 г.)[2]. Данный Кодекс положил начало формированию нового семейного уклада и ценностей. Отныне брак и развод оформлялся в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) (гл. 1, ст. 1; гл. 3, ст. 21), совершение брака по религиозным обрядам не имело юридического значения (гл. 1, ст. 2). Для регистрации брака требовалось взаимное согласие мужчины и женщины и только при условии достижения брачного возраста – 18 лет (гл. 1 ст.4,5). Если же женщину или мужчину принуждали к вступлению в брак родители или кто бы то ни был, следовало уголовное наказание (гл. 1, ст. 8). Воспрещалась уплата выкупа за невесту (калыма), а также принятие этого выкупа (гл. 1, ст.7).
Супруги могли пользоваться полной свободой выбора занятий и профессий, порядок ведения общего хозяйства устанавливалось по взаимному соглашению (гл. 2, ст. 11). Все споры разрешались теперь в судебном порядке. Обязанность содержания детей лежала на обоих родителях (гл. 5, ст. 48), также им предоставлялось право отдавать детей на воспитание и обучение (гл. 5, ст. 45). Если над ребенком была установлена опека, то опекун обязан был заботиться о воспитании и учении ребенка (гл. 7, ст. 79). Таким образом, в Туве стала формироваться семья нового типа, в которой складывались равноправные взаимоотношения между мужем и женой.
После 1930-гг. в ТНР получают широкое распространение браки типа «анаа олуржуп алган улус», но уже не в силу экономической несостоятельности, а по праву гражданственности этого брака, основанного на равноправии супругов во всех сферах брачных и семейных отношений.
Женщины все больше начинали включаться в экономические отношения, росла доля их участия в общественном производстве. Они активно шли учиться, овладевали новыми профессиями. Большую роль в вовлечении тувинских девушек к активному участию в общественной жизни республики сыграл Тувинский революционный союз молодежи (ТРСМ), отдел по работе среди женщин при Центральном комитете Тувинской народно-революционной партии (ЦК ТНРП).
30 июня 1932 г. был принят Кодекс законов о труде ТНР [2]. Согласно Кодексу женщине предоставлялись наиболее щадящие условия труда (гл. 2, ст. 5; гл. 12, ст. 127), а также освобождались от работы или переводились на более свободный график беременные и кормящие грудью женщины (гл. 2, ст. 5; гл.12,ст. 129, 130, 132).
С развитием системы образования начинают меняться и традиции воспитания детей. Кочевой образ жизни аратского населения республики диктовал необходимость создания школ-интернатов, где дети могли учиться и жить в течение всего учебного года. Количество школ-интернатов, а следовательно, учащихся, увеличивалось с каждым годом.
Однако воспитание и образование детей осуществлялось в отрыве от семьи. Данное обстоятельство наряду с тем, что облегчало обучение детей, имело отрицательный момент в том, что подрывались семейные воспитательные традиции, когда родители в процессе ежедневного общения приобщали детей к нормам бытового этикета, морали, закладывали нравственные и эстетические ценности.
Таким образом, экономические и социально-культурные изменения, происходящие в жизни тувинцев, сопровождались ломкой старых семейных устоев, быта, видоизменялись обязанности членов семьи, взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Акцентирование внимания на стимулировании социально-профессиональной деятельности вне семьи лишили семью ее органичных функций. Тувинская семья постепенно отходила от национальных традиций.
Список использованной литературы и источников:
1. Биче-оол С.М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.//Автореферат дисс. ..к.и. н. – Ленинград, 1974 – 20 с.
2. История Тувы. Т. 2./Под общей ред. В.А. Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007. – С.46.
3. Национальный архив Республики Тыва (НАРТ). Ф.93. Оп.1. Д.12. 15 л.
4. НАРТ. Ф.93. Оп. 1. Д. 39. 28 л.
5. Резников Е.Н., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 245 с.
6. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. – С.29.
7. Субботин Сергей Васильевич Тувинская семья и ее функции. Традиции и инновации // Вестник КИГИ РАН. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tuvinskaya-semya-i-.. (дата обращения: 12.06.2020).
Тулуш С.С., заведующий филиалом «Алдын Дошка»