Во всех фольклористических работах о сказительском искусстве кочевых народов отмечается, что каждый эпос имеет своего духа, хозяина. Тувинцы говорят тоол ээлиг ̔сказка имеет своего хозяина̓.
Д.А. Функ, сравнивая дар шамана со сказителями, отмечал, что шорские сказители верят в хозяина героического сказания. По его сообщениям, каждое эпическое произведение имело своего хозяина. Поэтому многие шорские сказители старались не ошибиться сюжетом или же неправильно назвать героя сказания.
Точно так же тувинские сказители обладали магическими свойствами, похожими на шамана. И эти свойства передаются Небом. Об этом в свое время писала З.Б. Самдан: «Мифологическое представление о получении от Неба необыкновенного дара каганами, героями и людьми со сверхъестественными способностями (шаманы, сказители, певцы, музыканты, знахари, гадатели, кузнецы, вызыватели погоды), в котором заключена идея избранничества лежит в основе тувинских мифов». Также, по ее словам, многие сказители были шаманами: «Тываның сураглыг тоолчулары Түлүш Баазаңай, Ооржак Чанчы-Хөө, Ооржак Маңнай, Саая Самбуу Д.О.Ө. тоолдаар-даа, чажыртынып хамнаар-даа чорааннар».
Если не использовать свой сказительский дар, то с человеком может случиться что-то плохое. Также немецкий фольклорист Эрике Таубе писала о применении дара сказителя таким образом: «Каждый обязан использовать свои способности и силы на благо тем, с кем он живет, ведь все мы живем в обществе. В кочевых культурах можно увидеть, что этот закон непререкаем для каждого человека уже с детских лет. Только таким образом кочевые общности могли и могут существовать. Кто пренебрегает своей способностью, своим даром, тот тратит его попусту. Так и сказитель, который отказывается рассказать сказку, не только пренебрегает даром, данным ему, и обижает хозяев сказки, но и не доставляет, по современным понятиям, радости близким».
Сказители верили в существовании тоол ээлери – хозяев сказаний и при случае отказа исполнить эпическое произведение, то он получит наказание. Что касается наказания, то тувинцы верили и до сих пор верят, что если он не получит наказание сам, то высшие силы могут наказать его детей или же их детей. Поэтому они строго придерживались указанных поверий, связанных со сказительским даром.
Источник: Тувинское сказительское искусство (методическое пособие). Кызыл, 2022.