Быстро, как табун в степи, летит время. Многое забывается. Молодёжь не знает в лицо многих людей XX века, даже таких известных, как Матпа Сумбуевич Хомушку. Он был министром культуры в 1963-1981 годах, дважды чемпионом республики по шахматам, прекрасным переводчиком.
Матпа Самбуевич родился в 1931 году в многодетной аратской семье в селе Чыргакы Улуг-Хемского кожууна. С отличием окончил физмат Абаканского пединститута, работал учителем в кожууне, поступил в аспирантуру в Москве. В 1963 году его назначили министром культуры Тувинской АССР, тогда ему исполнилось 32 года. Восемнадцать лет он возглавлял культурное движение в республике, проявил себя как талантливый организатор. Его лично знала и поддерживала Екатерина Фурцева, министр культуры СССР. При нём были построены десятки клубов и домов культуры, открыта филармония, организован ансамбль «Саяны», начали работать союзы художников, композиторов, состоялись две декады тувинской культуры в Москве (в 1964 и 1974 годах), дни культуры Тувы в Якутии, Хакасии, Ровно (Украина). Была организована учёба творческой молодежи в театральных вузах и мастерских. В Туву приезжали белорусские, узбекские, монгольские писатели. В то время получили мировое признание Владимир Оскал-оол, Максим Мунзук, мастера-камнерезы. Матпа Сумбуевич был автором учебника по математике, перевёл на тувинский язык «Дядю Стёпу» Сергея Михалкова.
Не зря говорят: «Человек жив, пока помнят его добрые дела». По воспоминаниям коллег, соратников можно восстановить живой облик Матпа Сумбуевича, а сохранившиеся фотографии помогают наиболее полно рассказать о его жизни и делах.
Пётр Самороков, бывший партработник, пишет: «Знал Матпа Сумбуевича с 1963 года, работал у него заместителем шесть лет, а позже курировал в обкоме партии вопросы, связанные с культурой. Я его помню волевым, целеустремлённым, смелым человеком. Он не боялся взять на себя ответственность за решение сложных проблем. Умел убеждать, мог поспорить с высоким начальством, сам добивался выделения необходимой средств для постановок спектаклей.
Был скромен в быту. В шестидесятые годы жил в бараке по улице Дружбы, сам топил печь, таскал уголь. В 1965 году нам дали жильё по улице Ленина, без горячей воды, с титанами. Вечером слышу – Матпа колет дрова, значит, будут мыть девочек.
Много сил и энергии он отдал строительству театра. При каждой поездке в Москву заглядывал к проектировщикам в Донской монастырь. У них велся журнал учёта: «…был Хомушку, а сегодня Самороков…». В моём блокноте записано: «11 сентября 1969 года началось строительство театра. В этот день бульдозер снёс мелкие строения, старую котельную и разровнял площадку для будущего театра».
Вспоминает Сиин-оол Оюн, бывший режиссер Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола: «Матпа Сумбуевич был яркой личностью! Коллегии министерства культуры вёл спокойно, умел слушать всех, работал не торопясь, терпеливо вникал в проблемы. У него был хороший язык, цепкая память, особый юмор. Если взрывался, то быстро отходил. Он тщательно следил за репертуаром, много читал, побуждал тувинских драматургов к созданию пьес. Обсуждал итоги конференции Всероссийского театрального общества с московскими актёрами. Конечно, заботился о моральном климате в театре.
Был доволен, когда добился выделения двенадцати квартир для русской труппы, заставлял нас караулить эти квартиры, ночевать там, пока артисты не приехали. Хорошая труппа тогда сложилась, ставили самые разные спектакли, зрители охотно шли в театр.
Он умел притягивать людей. Тепло относились к нему и в Министерстве культуры страны и охотно шли навстречу в его просьбах, Фурцева говорила о нём: «Это самый молодой и красивый министр культуры».
Анастасия Давыдова, тогда работавшая директором библиотеки им. Пушкина, рассказала: «Он глубоко вникал в библиотечные дела: какая обращаемость книг, читаемость. Долго присматривался к кадрам, учил работать с людьми. Сам много и быстро читал. У него дома была хорошая библиотека, много книг с автографами авторов. Скромный был, ничего для себя, работал без разносов и окриков, как человек большой культуры и большого ума».
Ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Марианна Дэвлет: «Матпа Самбуевич проявлял глубокий интерес к истории своего народа, знакомился с памятниками древности, такими как курган Аржаан, петроглифы в зоне затопления Саянской ГЭС, оказывал помощь и поддержку исследователям. Вероятно, потому, став директором издательства, он принял к публикации мою книгу «Петроглифы Улуг-Хема». Тувинские наскальные рисунки получили международную известность, и в этом есть заслуга Матпа Сумбуевича, постоянно поддерживавшего их исследование».
«Родной земле он душу подарил свою…» – эти слова о нём. Жизнь человека ценится не за длину, а за содержание. Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим – говорили древние. По делам и слава.
Записала Мария Хадаханэ
«Центр Азии» №36 (11 — 18 сентября 2004 г.
http://www.centerasia.ru/issue/2004/36/1218-samyjj-molodojj-i-krasivyjj-ministr.html
Министр культуры Тув.АССР Хомушку М.С. в кабинете, 1966 год
Делегация из Тувы в Звездном городке под руководством Председателя Верховного Совета Тув.АССР Б.Ш.Долчанмаа и министра культуры Тув.АССР М.С.Хомушку в Дни культуры и искусства Тувы в Москве, 1974 год.
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.