Тувинская литература существует немногим более четверти века. Срок небольшой. Однако в условия советской действительности, вместе с небывалым прогрессом во всех областях экономической и культурной жизни тувинского народа, получила свое значительное развитие и тувинская литература. Ее зачинателями — С. Тока, С. Сарыг-оолом, Б. Ховенмеем, В. Эренчином, О. Саган-оолом, Л. Чадамба создан ряд зрелых в идейном и художественном отношении произведений, хорошо известных советскому читателю. Одно из ведущих мест в развитии молодой тувинской литературы по праву занимает творчество Степана Агбаановича Сарыг-оола, начавшееся в первой половине 30-х годов. Вспоминая об истоках своего творческого пути, С. Сарыг-оол рассказывал: «Тридцатые годы были годами массового увлечения тувинской молодежи стихотворством. Именно тогда я и написал свое первое стихотворение «Свобода в наших руках». Оно было опубликовано в газете в 1934 г. Спустя некоторое время я услышал песню, в которой сильно и бодро звучали в устах молодых исполнителей слова моего стихотворения. Этот факт заставил меня всерьез задуматься над вопросом о значимости писательского труда. Я решил стать писателем — писать и петь для народа». С тех пор на протяжении многих лет С. Сарыг-оол плодотворно работает в области и прозы, и драматургии, и поэзии, но последняя является преобладающим жанром в его творчестве. В 30-е годы в своих произведениях поэт воспевал возрождение тувинского народа, свободный труд, счастливую долю раскрепощенной женщины-тувинки. Писатель видит свою задачу в том, чтобы выпукло и зримо показать на темном фоне прошлого то светлое новое, что дал стране и аратам Великий Октябрь. Сопоставляя тяжелое прошлое тувинского народа в период господства ханов и феодалов с новой, свободной и радостной жизнью трудовых аратов, поэт глубже раскрывал значение и силу народного строя. Даже названия стихов — «Светлое солнце», «Мы победили», «Свобода», «Моя богатая страна» и т. д — говорят о содержании творчества поэта.
В одном из первых своих стихотворений «Во тьме» автор образно повествует о том, как иноземные завоеватели и местные богачи расхищали богатства страны, жестоко порабощали народ, который нищал и вымирал от голода и болезней:
Алдын, мөңгүн дөженипкен —
Аштап, донуп түреп чорду,
Аржаан сугну сүзуп алган
Аарып, кырлып төнүп чорду.
(Кругом были россыпи золота, серебра,
Но арат голодал и мерз,
Вокруг были целебные источники,
Но, тяжело больной, арат умирал).
В борьбе за свободу и счастье гибли лучшие сыны трудового народа:
Хайыралыг ынак чуртун
Харамнангаш тура халып,
Чанып-чашпып олурбайн
Чаагай олүм тыпканнар хөй
Өлген сөөктү чыыр болза,
Өлчейлигден чавызавас,
Аккан ханны кудар болза,
Алгый хөлден сыыгавас.
(Поднимались на борьбу
За родину любимую, милую.
Не сидели в ожиданье воли,
А гибли славной смертью.
Собрать бы кости погибших в борьбе,-
Будет не ниже горы Ɵлчейлиг.
Слить бы кровь, пролитую в борьбе, —
Будет не меньше озера Алгый).
В стихотворении «Мы победили» поэт воспевает приход новой свободной жизни. Из страны темной я забитой Тува превращается в страну крепнущей экономики и расцветающей культуры. Голос освобожденного арата, гордого за свою страну и народную власть, громко звучит в заключительных строках:
Эки чуртувус холувуста,
Эрге шөлээвис бодувуста.
(Родная страна — в наших руках.
Свобода и власть — у нас самих).
В творчестве С. А. Сарыг-оола находит свое поэтическое выражение такая актуальная тема, как раскрепощение тувинской женщины от векового рабства. В стихотворениях «Женщина» и «Девичий голос» правдиво обрисована тяжелая доля тувинской женщины, которую феодалы презрительно называли «ненужной», считали домашней рабыней. Трудовая женщина-мать сквозь феодальная. Уния мрак героически пронесла свой «жизненный огонек», взрастила и воспитала новое свободолюбивое поколение. Победа Октябрьской революции принесла женщине свободу, разгневанный булат отрезал звериный язык, назвавший женщину «херээжок» — ненужной, народ дал ей новое доброе имя «херээжен». В стихотворении «Матерям» поэт пишет, что женщина-мать никогда не мирилась со своим рабским положением. Она участвовала в освободительной борьбе своего народа вместе со своими сынами, в этой борьбе пролита и ее кровь. Завоевав свободу, равноправная мать трудится, управляет страной, живет счастливой жизнью. Активную роль женщины в строительстве ноной жизни высоко оценила народная власть, общественность — таково содержание стихотворения «Награжденная». Благородство души, трудолюбие и честность, гуманизм и неудержимое стремление к свободе — вот основные черты женского характера в произведениях С. Сарыг-оола.
Самой большой темой, проходящей через все творчество поэта и занимающей в нем центральное место, является тема братской помощи народов СССР тувинскому народу в завоевании свободы, в построении новой жизни. Этой теме были посвящены такие произведения С. Сарыг-оола, как «Свобода», «Дорога поддержки», «Самолет» и др.
Вместе с другими писателями С. Сарыг-оол много внимания уделяет переводам на тувинский язык произведений русских, советских и зарубежных писателей, чем способствует укреплению дружбы народов, распространению культурных ценностей, осуществлению культурной революции в Туве. Обзор произведений С. Сарыг-оола, написанных в 30-х годах, позволяет сделать вывод, что поэт, сравнивая прошлое и настоящее Тувы, утверждал преимущества нового строя над старым, воспевал свободный труд, счастливую делю араток, дружбу народов, прославлял партию. По своему идейному содержанию стихи поэта того периода верно отражали дух времени, но иногда в них имело место поверхностное изображение тувинской нови.
Говоря о росте художественного мастерства С. Сарыг-оола, нужно отметить, что С. Сарыг-оол, как и другие поэты, использует в своих новых по содержанию произведениях старый песенный размер, традиционный синтаксический параллелизм и в то же время ищет новые пути, новые художественные средства для более полного и образного раскрытия темы. Так, например, в стихотворении «Во тьме» поэт уже показал свое умение пользоваться изобразительными средствами языка и находить верные поэтические сравнения. В строках:
Алдын, мөңгун дөженипкен
Аштап, донуп туреп чорду.
Аржаан сугну сүзүн алган
Аарып, кырлып төнүп чорду
-слова «дөженипкен» и «сүзүп алган» помогают создавать у читателя зримое представление о влачившем жалкое существование трудовом населении Тувы, дают поэтическое звучание строке.
Сравнения, применяемые поэтом, отличаются убедительностью и точностью.
В стихотворении «Девичий голос» поэт создал замечательный аллегорический образ женщины-тувинки, призывающей к борьбе за свободу, за строительство нового общества. В сороковые годы С. Сарыг-оол продолжает обращаться к историческому прошлому своего народа, глубже вникая в сущность жизненных явлений. В стихотворении «Наш богатырь» поэт показывает, как доблестные сыны народа поднялись на борьбу с феодальными порядками и ламаистской религией. Одной из ярких страниц этой борьбы было восстание Алдан Маадыр (шестидесяти богатырей). Восставшие потерпели поражение в неравной схватке, но высоко подняли знамя борьбы с социальным и национальным гнетом. Тувинский народ никогда не забудет первых борцов за свободу, запишет их имена в свою историю борьбы и побед:
Ханныг бакты, кара хирни
Хайыра чок буза шапкал,
Тиилелгениң төөгүзүнге
Дириг хевээр мөңге чоруур.
(Живыми останутся вечно
В истории борьбы имена тех,
Кто беспощадно разрушал
Кровавый, грязный старый строй).
В эти годы С. Сарыг-оол создает ряд художественно зрелых произведений. — «Моя богатая страна», «Песня пастуха», «Река Мерген» и другие. В них воспевается красота обновленной тувинской земли.
С особой силой проявились дарование и партийная целеустремленность творчества С. Сарыг-оола в годы великих испытаний — в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. Основной темой произведений поэта становится героическая борьба советского народа против фашистских полчищ, патриотическая помощь тувинского народа фронту. Вместе с другими писателями Тувы С. Сарыг-оол в своих стихах гневно бичевал человеконенавистнические цели фашистских агрессоров, восхищался массовым героизмом советского народа, грудью отстаивавшего завоевания Октября, свободу всех миролюбивых народов мира. Фашизм стремился закрыть «золотое солнце», освещающее вселенную («Наша сила»), война является преступлением перед человечеством, борьбой жизни и смерти («Өрнүгү»), она принесла смерть и разорение народам Европы («Тебя, змею!»), нарушила мирное строительство («Возвратишься победителем»). По образным сравнениям поэта, фашисты — это «черная смерть», змеи, мангысы, поднявшие меч против правды, убивающие миллионы мирных людей, сжигающие в костре войны неисчислимые богатства человеческой культуры. Фашизм — носитель рабства и дикости, враг культуры и науки. Дать отпор врагу, грудью защищать Советскую отчизну — вот к чему призывали стихи С. Сарыг-оола. Основными героями его произведений становятся араты-патриоты, укрепляющие тыл своим героическим трудом, советские воины, тувинские добровольцы. В «Священной войне», вспоминая о боевых традициях тувинского народа, поэт призывает на освободительную, священную войну молодежь, которая должна продолжить дело своих отцов, боровшихся за народное счастье.
В «Песне ополченцев» показано патриотическое движение в Туве, готовность ополченцев вступить в героическую схватку с врагом:
Кара кул боор хөңнүвүс чок,
Ханныг чаадан чалданмас бис,
Халдап келген дайзыннарга
Кадыг шаажы хүлээдир бис.
(Рабами быть мы не хотим,
Мы не страшимся кровавой войны:
Напавшего на нас врага
Мы сурово накажем).
Всенародное движение немощи фронту раскрыто в чувствах и мыслях аратки Хорлуу («Мать Хорлуу»). Она дарит много овец в фонд помощи фронту, с улыбкой провожая удаляющееся стадо, говорит сыну: «Это лишь небольшой подарок любимой Красной Армии». Стихотворение, близкое и понятное читателю, написано живым разговорным языком, в нем удачно употреблен диалог. Цикл стихов С. Сарыг-оола посвящен тувинским добровольцам. Из них особое внимание привлекают стихи: «Наказ танкисту», «Красноармейцу Нурзату», «Другу в Красной Армии», «Будет замечательно!», «Моему товарищу Билчиир-оолу».
«Наказ танкисту» — выражает народный гнев и ненависть к немецким фашистам, твердую уверенность в том, что посланец Тувы будет храбро сражаться с врагом и с победой вернется в родимый край. Большим чувством наполнены слова девушки, обращенные к добровольцу-танкисту:
Тиилелгеден чанып келген
Дидим, эрес эжим сени:
Улуг-Хемнин порам аксы
Уткуп алыр черим болзун!
(Мой смелый, храбрый друг,
Вернись скорей с победой
И на Улуг-Хемской переправе
Свидание пусть будет наше).
Стихотворение «Красноармейцу Нурзату» обращено к другу-земляку поэта. В образе отца Нурзата, который, несмотря на свою старость, трудится наравне с молодыми для укрепления тыла Советской Армии, показано патриотическое движение тружеников Тувы. Готовность народа в любую минуту встать на защиту Родины поэтично раскрыта в образе старика Анчы-Самбуу. Поэт от имени народа дает добровольцам наказ: быть смелыми и отважными, вместе с друзьями — воинами Красной Армии уничтожать фашистов, защищать честь Отчизны. В произведениях С. Сарыг-оола, написанных в годы Великой Отечественной войны Советского Союза, верно и глубоко раскрыта тема дружбы народов. Наиболее выпуклое отражение эта тема получила в стихотворениях «Любимая армия», «Любимый сын моей матери», «Соловей», «Тебе» (два последних стихотворения посвящены С. Щипачеву, побывавшему в Туве в 1942-1943 годах). Стихотворение «Любимый сын моей матери», одно из наиболее сильных произведений С. Сарыг-оола, получило высшую оценку в республиканском конкурсе. В нем дано глубокое освещение рожденных в огне революционных событий дружественных связей тувинского и русского народов. Эпический тон стихотворения помогает воссоздать яркую картину гражданской войны в Туве.
Многонациональность Советской Армии и дружба ее воинов отражена поэтом в «Армии дружбы»:
Оңгуларда шериглерни көрүңерем:
Орус, казах, украин, узбек, татар —
Кандыг аймак ында чогул, санатынмас,
Каннатынган найыралдыг магаданчыын
(Взгляните на воинов в окопах —
Русский, казах, украинец, узбек, татарин.
Представителя какой нации там нет?
Но, спаянные дружбой, они сильны).
Убедительно звучит слова «каннаткан найырал» — спаянные дружбой», как яркая характеристика крепости дружбы солдат разных национальностей. «Как же не победит армия дружбы!» — восклицает автор. В этом же стихотворении поэтом затронута большая тема об исторической миссии армии страны Советов. Красная Армия – это армия-освободительница и поэтому она гордость и надежда советских народов и всего прогрессивного человечества. Она побеждает под победоносными знаменем великого Ленина, — заключает автор свое стихотворение. Составной частью цикла стихов, посвященных военному времени, являются стихи о победе, возвращении добровольцев-фронтовиков. Сборник «Светлое солнце» завершается стихотворением «Праздник победы». Праздник Первого Мая 1945 г. совпал с победой советского народа над фашизмом. Гимн Первому Мая — празднику трудящихся слился с радостной, торжественной песней Победе. Сороковые годы были годами дальнейшего творческого роста поэта. В этот период им создана поэма «Саны-Моге». Это фактически первая тувинская поэма. Ее появление свидетельствовало не только о росте мастерства С. Сарыг-оола, но и о росте тувинской поэзии в целом.
В первой части («Крутая судьба») получает яркое освещение жизнь тувинских аратов в дореволюционной Туве. Повествование начинается с описания детства героя, которое проходит в исключительно тяжелых условиях. Нагрянул джут, в результате которого гибнет скот — источник существования семьи Шангыра (отец героя). Семья живет на подаяния богачей, испытывая оскорбления и унижения. Шангыр вынужден отдать детей в наем к баям, чтобы не быть свидетелем их голодной смерти. Мальчик Саны-Моге испытывает все невзгоды батрацкой доли.
Картина мучений мальчика-батрака зримо передана в следующих строках:
Каарган куштун даваны дег
Казырыктыг кара буттар,
Хая-дашка кестип, хорлап
Ханы сыстып токтуп чоруур.
Балдыр сыкпас, олут орбас,
Малын малдап, пажын паштаар,
Орар черим оттун, адаа,
Орун-дөжээм чаашкын адаа.
( Черные, как лапы ворона,
Мои ноги, потрескавшиеся и обветренные,
В кровь бывают
Изрезаны камнями.
Целый день хлопочешь — не присядешь.
То скот пасешь, то за котлом смотришь.
А сидеть приходится у порога,
Спать – на земле у вьюков
Тяготы подневольной жизни усиливаются тоской по родителям.
Проходят годы, мальчик-батрак возмужал, приобрел жизненный опыт.
Однажды он узнает о том, что его мать жива. Ни суровая зима, ни холод, ни буран — ничто не в силах были задержать сына, спешившего увидать мать. Рискуя жизнью, подросток перебирается в Каргы. Трогательна встреча сына с матерью. Живя у матери, подросток убеждается в том, что и в Овюрской стороне жизнь батраков тяжела, что феодалы, будь они тувинские или монгольские, — тунеядцы и кровососы. Сродни им и ламы:
Дартайты-ла семирииже
Тамчык, хүндү көрүп ора,
Далбаңайнып кызып турда
Таригидал көскеп орар.
(Вздулся жирной бочкой лама.
Целыми днями сидя в безделье,
А ты — работай, присесть не смей,
Он тебе же еще грозит).
Позднее Саны-Моге нанимается к русскому купцу, где он находит, якобы, более лучшие условия батрацкого труда. Батрак зарабатывает несколько голов скота и начинает жить «самостоятельной» жизнью «албаты».
Во второй части поэмы — «На высшую ступень счастья» — герой поэмы становится свидетелем народной борьбы за свободу, завершившейся победой. Автор прямо не говорит о том, какая борьба шла, но подразумевается национально-освободительная революция в Туве. В критической литературе уже отмечалось, что в поэме не показано, кто возглавлял эту борьбу. Сам герой не участвовал в этой борьбе, но в то же время он рисуется передовым представителем народа. В этом нельзя не видеть противоречия, снижающего идейное содержание поэмы.
Самоотверженная работа героя в свободной Туве приводит к тому, что — Саны-Моге становится знатным скотоводом республики.
Началась Отечественная война Советского Союза. Вековая дружба и общие интересы тувинского и русского народов подняли аратов на защиту завоеваний Октябрьской революции. Так завершается поэма «Саны-Мөге». Итак, в поэме с большим художественным мастерством изображена дореволюционная — Тува, показаны (к сожалению, поверхностно) изменения, происшедшие в жизни арата при народной власти, обобщено патриотическое движение тувинского народа в годы Отечественной войны Советского Союза. Это определяет, несмотря на ряд недостатков, большое воспитательное значение поэмы.
По художественному мастерству поэма «Саны-Мөге» является одним из лучших произведений тувинской литературы. Использование в поэме народных песен, частушек, пословиц делает ее яркой и доходчивой для читателя. Умелое использование фольклорных материалов и традиций составляет отличительную особенность творческого почерка С. Сарыг-оола.
В первой половине 40-х годов С. Сарыг-оол создал ряд произведений, отражающих такие важные явления в жизни народа, как организация колхозов, строительство колхозных поселков, новый быт трудовых аратов-колхозников — Табунщики колхоза», «Хомус говорит» и др.
Таким образом, все сказанное выше позволяет нам утверждать: поэт живо откликался на все волнующие вопросы современной ему действительности и внес свой посильный вклад в дело победы, в дело утверждения дружбы народов и любви к Родине.
И в послевоенное время поэт неоднократно возвращался к теме героизма защитников Родины. В стихотворении «Герой Советского Союза» говорится о том, что годы войны были великим испытанием. В горячей схватке отдали свою жизнь миллионы героев, среди них Александр Матросов, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская, Идам — верный сын тувинского народа. Изгнав врагов, «победители возвратились к мирному труду. От имени своего народа поэт чествует Чургуй-оола, Героя Советского Союза.
«Вечная слава» — так озаглавлено стихотворение, посвященное героям, павшим за Родину.
11 октября 1944 г. явилось величайшим событием и радостным праздником в жизни трудящихся Тувы: сбылась вековая мечта тувинского аратства — жить и трудиться в великой семье советских народов. Тува вошла в состав Советского Союза. С. Сарыг-оол откликнулся на это событие стихотворением «Я — гражданин Советского Союза». Здесь выражены чувства гордости и радости тувинца за то, что он гражданин первого в мире социалистического государства, за то, что отныне он живет под солнцем самой демократической в мире Советской Конституции.
В цикле стихов, посвященных Советской Туве, С. Сарыг-оол с большим пафосом утверждает: рука об руку с народами Советского Союза, под мудрым руководством Коммунистической партии тувинский народ будет идти по указанному великим Лениным пути к сияющим вершинам коммунизма. Трудовой арат, как никогда, теперь бодр и счастлив:
Нет для него ночной темноты,
И нипочем для него зима.
Ленина солнце, когда светишь ты,
Нас не страшит никакая тьма.
Противопоставляя, как и раньше, вчерашнюю Туву сегодняшней, поэт с новой художественной силой воплощает в своих стихотворениях — «Советская Тува», «Вчера и сегодня», «Рассказ летавшего», «Картина Элегеста» и других — политические, экономические и культурные изменения в жизни аратов.
В «Советской Туве» поэт освещает три периода истории тувинского народа, образно названных: «Сквозь ночь», «К солнцу» и «Советское знамя». По образному выражению поэта, Тува «сквозь ночь» феодализма пришла «к солнцу» и теперь идет вперед под Советским знаменем свободы. В «Картине Элегеста» повествуется о развитии в Туве молодой промышленности. В стихотворении «Вчера и сегодня» поэт, обращаясь к колхознику, восстанавливает картину прошлого: по степям старой Тувы бродили верблюжьи караваны, привозившие дорогие товары для феодалов и увозившие награбленное имущество аратов. В долинах рек, в живописных уголках края чернели рваные юрты. Это — вчера. А сегодня — в степях новой Тувы колосится золотая пшеница, по волнам которой плывут степные корабли — комбайны. Днем и ночью раздаются гудки автомашин, увозящих с полей хлеб. В местах, где были одинокие юрты, выросли ряды новых домов. Это стихотворение-гимн колхозной жизни. Теме колхозного строительства посвящена поэма «Алдын-кыс», занимающая видное место в творчестве С. А. Сарыг-оола. Эта большая тема освещена в поэме с некоторыми существенными недостатками, которые справедливо отмечали авторы «Краткого очерка тувинской литературы»: поэт оказался в плену теории «бесконфликтности» в изображении процесса коллективизации, однообразный ритм и размер приводят к тому, что трудно отличить авторские отступления от речи героев, излишне гиперболизирован образ Алдын-кыс, образ Байыра обезличен. Однако, на наш взгляд, некоторые критические замечания не верны. Так, в «Очерке» отмечается, что поэма идеализирует кочевой образ жизни аратов. На самом же деле, содержание поэмы говорит о прямом противоположном. Так, например, героиня поэмы Алдын-кыс, думая о новой культурной, оседлой жизни, осуждает старый кочевой быт:
Өгбелерниң хей чус чылда
Өөделеп сегивээни —
Көшкүн өглүг чанчылынга
Көре-тура олурар бе?
( Неужели мы будем продолжать,
Кочевую жизнь,
Задержавшую на сотни лет
Развитие наших предков?)
Как видим, поэт не идеализирует кочевой образ жизни, а, наоборот, осуждает и отвергает его. Отмечая однотонность ритма и однообразие размера поэмы, нужно сказать и о художественных достоинствах поэмы. Замечательна обрисовка пейзажей Арзайты и долины реки Аржааныг, верными изобразительными средствами тувинского языка создан портрет Алдын-кыс (правда, образ ее неоправданно гиперболизирован). В поэме использован богатый фольклорный материл. И вообще — умелое использование фольклора является одним из главных источником силы и красоты произведений С. Сарыг-оола. Простота, поэтичность, четкость мысли устного поэтического творчества открывают большие возможности поэту в обрисовке пейзажей, в создании портретов, в выражении настроений и переживаний, в обобщении исторической обстановки и вместе с тем делают произведения понятными, художественно полноценными. Поэт с изумительной тонкостью вводит в текст песни, частушки, пословицы и поговорки, сказочные названия и зачины. Расцвет тувинской земли, развитие колхозного хозяйства, духовный и культурный рост колхозников, формирование у аратов социалистического отношения к труду, установление отношений товарищества и взаимопомощи, преобразующая роль советской науки и техники стали основным содержанием произведений поэта. Радость свободного коллективного труда воспета в стихотворениях «Пастух, дошедший до Москвы», «Колхозные девушки». О революционной роли рабочего класса, открывшего человечеству путь к прогрессу, о труде рабочих — Кузнецов человеческого счастья — поется в «Песне рабочих».
Колхозная Тува расцветает, как вешний сад:
Здесь труд и отдых стали песней.
Поют луга, поют поля;
И днем, и ночью все чудесней
Поет родимая земля,-
Цветущий сад…
Богатство колхозной жизни, творческий труд советского человека, покоряющего природу, прославляется в стихотворениях «Хлеб», «Дус-Даг»[1]. Яркими красками поэт пишет о покорении стремительной реки Торгалыг, воды которой вышли по арыкам на хлебородные степи, о раскрытии секретов горы Дус-Даг.
Седой Дус-Даг — старик не щедрый –
Он, как большая аптара,
Таил добро в глубоких недрах…
Но вот народ сказал: «Пора!»
И распечатал те богатства,
Вмиг присмирел седой Дус-Даг.
Ему с народом не тягаться –
Так будет, братцы! Будет так.
Наряду с описанием ролика ‘преобразованной тувинской земли поэт рассказывает о переменах в быте и взглядах людей на жизнь и на труд.
Герои-старики в стихотворении «В новом поселке» с гордостью говорят о счастливом времени и о своем счастье видеть хотя бы начало замечательной жизни своих детей. Они горды тем, что их назовут предками счастливых.
Осознание того, что труд колхозника служит улучшению жизни народа и его самого, окрыляет на труд Чавыдака и поэтому
Ему — в труде упорном
Мала любая норма.
Большое внимание поэт обращал на воспитание молодого поколения. Этой теме посвящено много стихов, в частности «Поколения»:
Просторы Родины моей-
В зеленой поросли весенней.
Надежда Родины моей —
Ты, молодое поколение.
Полны светлыми картинами природы, чувством, гуманности и юмора стихи «Березонька», «Пташка», «Белка», «Золотая осень»; посвящённые детям. Они написаны с большим знанием психологии детей и их интересов, поэтому они близки и понятны школьникам, воспитывают у них чувство дружбы, уважения к труду.
С вступлением Тувы на советский путь развития тема дружбы народов в творчестве Сарыг-оола получает дальнейшую конкретизацию. О большой дружбе украинцев и тувинцев, об украинской земле, которую воспевал Тарас Шевченко и защищал Богдан Хмельницкий, о Москве — сердце дружбы народов — поется в стихотворении «Привет Уйнукай». Тува — младшая сестра среди советских национальных республик и областей — расцветает с их помощью; труд улуг- хемских аратов соединяется с трудом строителей на берегах Волги и служит делу построения коммунизма — говорится в стихотворении «Моя Советская Тува».
С особенной силой звучат строки стихотворения «Гостил я», написанного после поездки поэта в Советскую Киргизию:
Тыва мени кыргыс эжим,
Дунмазы дег, куспактапкан…
(Меня, тувинца, друг мой киргиз,
Как брата младшего обнял…)
Дружба и взаимная поддержка тружеников колхозных полей, заводов и фабрик, школьников и студентов всех национальностей в труде и в учебе стали постоянными темами произведений С. Сарыг-оола. Он воспевает не только дружбу народов нашей многонациональной страны, но и дружбу народов всего мира, служащую опорой мира и безопасности человечества от происков поджигателей новой войны. Дружба людей доброй воли — сильнее атомной бомбы — такова основная мысль стихов «МГУ», «Выражаю свой гнев!», «У них — там, у нас — здесь» и других, посвященных теме укрепления дружбы народов мира, защиты мира. В них поэт, выражая свой гнев к агрессивным кругам империалистических стран, призывает стариков и молодых, отцов и матерей встать на защиту мира и прогресса. Эти произведения поэта воспитывают читателей в духе пролетарского интернационализма.
Творческий путь С. Сарыг-оола — это путь постоянного идейного роста, совершенствования поэтического мастерства, углубленного проникновения в жизнь и активного участия в решении актуальных задач современности. В 1958 г. общественность Тувы отмечает пятидесятилетие со дня рождения поэта и двадцатипятилетние его творческой деятельности. К этому юбилею С. Сарыг — оол приходит с новыми творческими планами. Поэт создает повесть «Из воспоминаний Ангыр-оола», киносценарий первого художественного фильма о Туве (в соавторстве с О. Саган-оолом), пишет новые стихи и поэмы, отражающие богатство и многообразие нашей социалистической действительности, великую преобразующую деятельность советского народа.
Справку подготовила библиограф национально- краеведческого отдела Тожу С.О.
Куулар. Д. С.
Поэтическое творчество С.А.Сарыг-оола: / Д. С. Куулар.- Текст: непосредственный // Ученые записки.- 1958.-Кызыл.- С. 263-275.