Жезл (даяк) — первая принадлежность шамана восточных таежных районов Тувы, преимущественно у охотников–оленеводов, с которым можно было камлать без бубна.
Жезл изготавливается из дерева, в основном из березы. Прежде чем использовать жезл, совершался обряд его «оживления», в котором принимал участие старый («сильный») шаман, проводивший ночью специальное камлание (обряд). Будучи «оживленным», жезл считался во всех последующих камланиях конем, на котором шаман совершал ритуальные путешествия. Жезл символизирует силу, власть шамана, служит для наказания провинившихся и передачи безграничной целительной силы. Владелец жезла может повелевать духами, вызывать изменения погоды. Жезл может использоваться как для широкого спектра «действий», так и для узконаправленного.
Шаманские жезлы имеют развилки в верхней части. Каждый зуб развилки называется баш (голова). Обычно развилки бывыют 3-зубые, но встречались и 2-, 5- и 9-зубые. Нередко зубьям придавали антропоморфную форму. В редком случае жезлы окрашивают. К верхушке прикрепляют многочисленные «змейки» белого, красного, желтого цветов, по 3-9 штук в связке, с кожаными кистями на концах.
В Национальном музее Республики Тыва хранятся и экспонируются 5 жезлов. Один из жезлов общей длиной 80 см. под номером КП 3215, хранящийся в НМРТ, имеет изображения трех человеческих голов с четко обозначенными глазами, ртом и носом (высота голов 3 см), что символизирует деление мира на три части: верхний, средний, нижний. Иногда, на основной части жезла, закрепляется кузунгу — небольшой медный диск (диаметром – 5-8 см).
Этот жезл взят из могилы (захоронения шамана), «Колхоз 1 мая» Тоджинского района, 1958 г.
Использованная литература:
1. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии.-М.: Наука, 1991.-263 с.
2. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. – Москва.: изд-во восточной литературы, 1961. – С.170-194.
3. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы.-М., 2009.- с.142.
Допай А.М., хранитель I-ой категории отдела учета и хранения фондов НМРТ