Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, и есть присущие только себе особенности.
Рассмотрим коротко значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями.
Самые распространенные цвета – белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.
Во главе системы цветов стоит белый цвет, «мать-цвет» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.
Антиподом белого цвета выступает черный цвет. В контексте тувинской символики, как и в монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета (кара сагыш – черная мысль, кара күш – черная сила, кара өг – черная юрта), с другой стороны – несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений (кара шаар мал-маган – черное множество скота, кара шаар шериг – черное множество воинов, кара суг), а также часть народа, отколовшаяся от своего основного этнического состава (Кара-Донгаки – северные Донгаки).
А в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны – выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.
Остальные основные цвета – это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети». Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Символизировали: красный цвет – радость, благополучие, синий – удачу, победу, золотой и желтый – святость, божественность, высшую исключительность. В других случаях желтый – бедность (одежда из желтой шерсти – сарыг хевенектиг Өскүс-оол – Өскүс-оол в куртке желтой), ядовитость (сарыг хоран – желтый яд), серый – нищету, обездоленность, незначительность.
В большинстве случаев герои народных сказаний одеты в одну из лучших одежд мужчин: в черные сафьяновые сапоги, черный шелковый халат, черный соболий головной убор, черный кожаный пояс. Иногда использовали эпитет «алдын-кара» — золотисто-черный, то есть шелк или кожа были настолько качественны, что отражали солнечный свет. Тогда в одежде как бы присутствовал еще золотой цвет – синоним высокого и лучшего.
Источник:
М. Сиянбиль, А. Сиянбиль. Традиционный тувинский костюм (История, символика). – Кызыл.- 2000. – 72 с.