Фольклорный ансамбль «Тыва» — это первый фольклорный ансамбль в республике, который был создан в 1988 году ученым Зоей Кыргыс и народным хоомейжи Республики Тыва Геннадием Тумат для возрождения тувинской национальной культуры, культурной самоидентификации, с целью сохранения исполнительских традиций тувинского горлового пения.
«У меня такая интересная задумка есть, даже название придумал – “Өгбелер” (Предки) будет называться. Если ты придешь работать к нам, то ты, я и Борис, мы втроем сделаем классную программу» — говорил Геннадий Тумат Конгар-оолу Ондару в 1988 году.
Вместе они начали создавать фольклорный ансамбль, назвали его «Тыва». Это был период подъема волны этнической самоидентификации народов бывшего СССР. Борис Херлии занимался его юридической регистрацией, решал вопросы по приобретению костюмов и инструментов. Гена занимался вопросами репертуара, создавал программу, консультировался с З.К. Кыргыс. Была проблема – где собираться? Зоя Кыргысовна договорилась с директором Кызылского училища искусств В.В. Нагорным, чтобы разрешили ансамблю репетировать в зале училища.
Всю зиму ребята собирались в училище. Многие приходили и уходили, но основу ансамбля составили Геннадий Тумат, Конгар-оол Ондар, Кайгал-оол Ховалыг, Борис Херлии, Иван Сарыглар, Сергей Ондар, Анатолий Куулар, Алим Кунчун, Радомир Монгуш…
Первое официальное выступление ансамбля состоялось не в Туве. В июне 1989 года они поехали в Аскизский район Хакасии и приняли участие в концертной программе праздника «Тун Байрам». Выступление ансамбля произвело фурор. Даже после их выступления вся аудио и видео техника была направлена на них, журналисты обступили их и долго не отпускали.
Это были годы творческого подъема исполнителей горлового пения. Идеи насчет новых задумок для программы ансамбля так и сыпались. Ансамбль «Тыва» в то время начал активно гастролировать по всей Туве. Во всех районах клубы и дома культуры были битком набиты. Зрители плакали на их концертах. Когда ансамбль объезжал районы по второму кругу, люди дарили им многие вещи из традиционной тувинской одежды: кадыг идик (национальная обувь), оттук, бижек, эзер, чүген и т.д. Многие люди сами подходили и подсказывали старинные забытые песни. Так по ходу пополнялся и репертуар ансамбля.
Источник: «Искусством хоомея своего раскрою душу свою. Жизнь и творчество Народного хоомейжи Республики Тыва Конгар-оола Ондара» [Текст] / В. Ю. Сузукей. — Кызыл, 2011. -256 с.