Экологические проблемы изменения численности промысловых животных при чрезмерном их истреблении способствовали формированию и закреплению ресурсосберегающих традиций природопользования, в том числе и охотничьих. Дикие животные были не только главнейшими объектами охоты человека, но они же обожествлялись и становились объектами поклонения, что уже само по себе приводило к лимитированию добычи и появлению соответствующих традиций и обрядов охотопользования.
Среди многообразия мира диких животных, которые водятся в таежной и степной зонах Саян и Танну-Ола, не имеется ни одного, охота на которого была бы запрещена. В то же время, во всех случаях после охоты совершали обрядные действия, которыми «оплакивали» убитое животное или задабривали хозяина тайги за смерть зверя. У южных тувинцев особое отношение к маралу проявлялось в том, что перед началом охоты на него на высокой горе раскладывали саң – воскурение из можжевельника и обращались к хозяину вселенной – оран-таңды. Марала очень уважали, а к рогам убитого животного прикрепляли белые ленточки.
Находясь на промысле, не произносили названий соболя, белки, лося и некоторых других видов промысловых животных. В тех случаях, когда это было необходимо, говорили иносказательно. Например, чараш-аң – красивый зверь, что означало соболь, улуг-аң – большой зверь (лось). Это широко известный прием табуирования названий животных, особенно медведей, распространен во многих районах Тувы.
Охотясь, тувинцы соблюдали строгие правила по срокам добычи и количеству, то есть зверь добывался исключительно в сезон охоты. На редкие виды животных охота запрещалась.
Каждый охотился на своей родовой земле. В исключительных случаях и с разрешения старейшин родового клана позволялось охотиться в угодьях соседей в строго определённые сроки.
С возникновением в древности охотничьей деятельности появилась и охотничья магия. Каждый человек, случайно встречая животное или добывая зверя на охоте, должен был считаться с возможными последствиями за его добычу и сакральным статусом зверя. Сохранившиеся до настоящего времени культовые обряды отражают суровые правила воздержания и различные табу, которые способствовали сохранению популяций промысловых видов.
Источник: Чистик Ж.К. Экологическая культура тувинского этноса / Текст подготовлен канд. Биол. Наук Л.К. Аракчаа; отв. ред. докт. геогр. наук, проф. С.С. Курбатская. – Кызыл: Тувинское кн. Изд-во, 2010. – 176 с.
Фото: https://zen.yandex.ru/media/nikab/hadji-rahim-i-ching..