Мальчикам брили волосы по внешнему кругу, а оставленные на темени заплетали в одну косичку “кежеге” и, видимо, завязывали ее шнуром или тесьмой. Последние могли быть синего или черного цвета, как как считались благополучными для представителей мужского рода. По свидетельству народных сказаний обряд бритья головы и заплетания “кежеге” связан с наречением именем мальчика и кличкой его коня. В тувинской народной сказке “Танаа-Херел” маленький мальчик в пути вдруг обнаруживает, что волосы у него не острижены. Он возвращается в свою юрту, желая чтобы мать остригла лишние волосы, отец обрил голову. Во время бритья мальчик спрашивает отца: “Спрашивать будут о моем имени. Каким будет имя мое, отец?” Отец отвечает: “Поезжай к хаану, скажи, что ты человек без имени. Скажи, что приехал к нему с просьбой наречь именем”. Хаан же, выслушав просьбу потомка благородного рода, угостив его с хаанского стола, выводит мальчика из юрты и подводит к коню. Затем хаан нарекает мальчика именем Танаа-Херел, его коня – кличкой Даш-Хурен.
Есть основания утверждать, что прическа “кежеге” была издавна традиционной для тувинцев, и ее носили члены богатых, уважаемых семей.
Источник:
М. Сиянбиль, А. Сиянбиль. Традиционный тувинский костюм (История, символика). – Кызыл.- 2000. – 72 с. С.14-16
Фото:
Фотография тувинского мальчика. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact (culture.ru)