
По мере таяния снега и появления зелени тувинские аалы откочевывали к местам, где сеяли хлеб. Почва обрабатывалась примитивным андазыном, который не вспахивал землю, а царапал, слегка разрыхлял. Впрягали в него лошадь или быка.
По окончании посева откочевывали на другую стоянку, подальше от посевов. Иногда только мужчины выезжали осматривать и поливать поля.
К сбору урожая приступали в конце августа и начале сентября. Спелость хлебов определяли по твердости зерна. Если зерно было твердым, значит, хлеб созрел («бышкан»).
Накануне дня, назначенного для жатвы, мужчины и подростки аала подготавливали лошадей к поездке на уборку участка того или иного хозяина, привязывали их на ночь около юрт, чтобы рано утром выехать. Мужчины и подростки отправлялись на рассвете, по дороге хозяин нарубал ветвей тальника для связывания колосьев в снопы. По приезде на поле быстро сооружали временный шалаш из ветвей (одаг), в который сгружали все привезенное и приступали к жатве. Хозяин оставался у очага готовить еду.
Жнецы шли по полю полосами-рядами, от края до края. Впереди шли мужчины, за ними подростки. Колосья срезали ножом или выдергивали руками (позже появились серпы). Срезанные колосья жнец оставлял на полосе, а идущий за ним подросток складывал их в снопы. За мальчиком шел мужчина-вязальщик, который связывал тальниковыми прутьями большие снопы.
Во время жатвы производился своеобразный обряд, называвшийся «хол дыңзыдар» («дать силу рукам»). Хозяин, справившись с приготовлением обеда, выходил на середину поля и ждал, кто из жнецов к нему приблизится первым. Затем наливал чашечку араки, делал из нее кропление окружающим горам и угощал наиболее быстрого в работе человека. Жнец принимал чашку, подносил ее ко рту и, не отхлебнув, возвращал хозяину, тот делал из нее глоток и снова давал жнецу, который на этот раз выпивал всю чашку и возвращался к работе. Хозяин ждал приближения следующих жнецов и угощал их также.
По окончании жатвы снопы подвозили вьюком к одагу, где складывали внутрь деревянной изгороди – кажаа. Здесь они лежали до тех пор, пока общинники не подкочевывали сюда для молотьбы хлеба.
Источник:
Иллюстрированная этнография Тувы. Из собрания Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2009. -96 с. С. 16-17.