Гость, который приходит каждый день, уронит уважение к себе.
У древних тувинцев была традиция гостевания. Такого взаимного гостевания друг у друга требовал обычай постоянного укрепления родственных отношений. Было принято ездить друг к другу в гости через три года, шесть и девять лет. Молодые ездили в гости к пожилым родственникам отца или матери, что означает продолжение и закрепление родственных связей между родственниками по крови.
Есть 4 вида гостевания. При каждом из них преследовались определенные цели.
- 1. Свекор и свекровь отправляют невестку через год после свадьбы к ее родителям и близким родственникам в гости. Девушка, как правило,приезжает в гости с мужем. Родители и родственники дарят им скот и другое имущество. Таким образом молодая семья становится богаче.
- Ездят в гости для того, чтобы навестить уважаемого родственника с целью узнать, как он живет, и самим показаться ему на глаза.
- Посещают какого-то зажиточного родственника, чтобы попросить у него что-либо. Например, просят у него кошму для юрты, когда собираются выдать свою дочь. Просили также что-то из скота и т.д.
- Ездят к пожилым родственникам, живущим где-то в далеке, чтоы показать им дочь или сына, которых те еще не видели.
Кто собирается в гости родственникам или близким знакомым, тот должен приготовиться по мере своих возможностей. Например, у него должны быть большой когээржик с аракой, мешочек сушеного сыра, сваренные грудинка и курдюк жирного барана, другое мясо. Все это он преподносит хозяевам.
Гость, который приехал к родственникам, может находиться у них от суток до трех дней.
Прием гостя
Приезд гостей в аал считался по тувинскому обычаю большим событием. Люди, приехавшие в юрту, имеют разные цели: приезжают погостить, бывают люди, которые приходят в юрту только для того, чтобы подкрепиться или переночевать. Ко всем полагается относиться с уважением, со всеми побеседовать. Если в юрту приходят приглашенные лама и шаман, их тоже любезно встречают, за ними ухаживают.
Приглашенные ламы или шаманы должны в начале передохнуть и только затем приступать в своим обязанностям.
Хозяева всегда всречали гостей с большим уважением. По наблюдением исследователей, у многих кочевых народов скотоводы не брали с собой запасы провизии, отправляясь в дальний путь. Они знали, что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь.
Правила поведения для гостя
Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Посторонний человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком, особенно хорошо вычистить подошвы, если там грязь или снег, и только после этого входить в юрту.
Гость, особенно если он человек чужой или малознакомый, давал понять хозяевам, что он приехал с мирными намерениями. Чтобы показать это, он снимал с себя любые предметы оружия (ружье, нож), оставлял их снаружи. По этому поводу Л. П. Потапов писал: «Если гость приезжал с охотничьим ружьем, которое часто брал в дорогу, то ружье оставлялось на улице (его ставили на сошки и направляли дулом в сторону, откуда гость подъехал к юрте). Если гость ставил ружье, прислонив его к юрте, или заносил с собой в юрту, то это считалось оскорблением, истолковывалось как злой умысел в отношении хозяина». Нельзя было входить в юрту и с плеткой. Её нужно оставлять у седла лошади и не вносить с собой в юрту, в противном случае хозяева могли обидеться на приехавшего.
Гость не должен злоупотреблять гостеприимством хозяев. Это означает, что нельзя оставаться на слишком длительный срок, вмешиваться в дела семьи, проявлять чрезмерное любопытство, предлагать деньги за предоставление пищи и ночлега, допускать даже косвенного оскорбления достоинства кого-либо из членов семьи, ставить их в неудобное положение, быть вымогателем, слишком многое есть и пить. Гость должен соблюдать чувство меры во всем, не потерять свое лицо.
Если гость ночевал, то он на следующее утро после завтрака должен выразить благодарность хозяевам юрты за гостеприимство и за то, что хорошо спал, отдохнул.
Если гость пожилой человек, то он перед отъездом ласково гладит головы всех детей, затем целует голову самого младшего и говорит ему:
-Дарю тебе свое долголетие. Будь сильным, будь крепким!
Правила поведения хозяев при приеме гостей
Хозяин или хозяйка юрты, услышав, что кто-то подъехал к ним, непременно выходил навстречу гостя, помогал ему привязать лошадь к коновязи и приглашал в юрту. Хозяин всегда пропускает гостя вперед себя в юрту и предлагает занять почетное место напротив входа.
Не принято сразу задавать вошедшему гостю вопросы: кто он, откуда и куда едет, на какое время задержится и тд. Самым первым делом хозяйка начинает готовить для него чай. Это – символ гостеприимства и со стороны гостя совершенно недопустимо отказаться от первой пиалы чая, что расценивается как нарушение этики и считается большим оскорблением для хозяев. Зашедший в аал, должен прикоснуться губами края пиалы – эти слова есть свидетельство почтительного отношения тувинцев к гостям. До тех пор, пока гостя не напоят чаем, не приступают к основной трапезе. Накормить гостя – обязанность хозяев. И гость не может отказаться от трапезы, чтобы их не обидеть. Еду и питье подают двумя руками. Это выражает особое почтение как к гостю, так и к подаваемой ему пище. Иногда чаепитие одновременно сопровождается курением. В этом случае хозяин и гость в знак дружеского расположения должны обменяться своими трубками, как бы взаимно угостить друг друга табаком.
Если приезжал припозднившийся путник, которому необходимо переночевать, то хозяин юрты или его сын снимает седло с лошади гостя, а коня привязывает арканом на пастбище, чтобы он свободно ходил и пасся. Утром поили и седлали коня гостя. Если приезжий человек занимал высокую должность или был пожилым человеком, то их хорошо угощали. Резали барана и готовили для гостя горячий хан, грудинку, курдюк.
На следущее утро хозяин отвязывает коня гостя, пасшегося на приколе, поит его, затем седлает и привязывает к коновязи. Когда гость выходит из юрты, взрослые тоже выходят за ним, и только потом – дети. Хозяин помогает гостю сесть на коня.
При прощании принято было пожелать: «До свидания, всего вам хорошего, заходите к нам, не проходите мимо нашего дома (Байырлыг, менди чаагай туруңар! Кээп туруңар, бистиң аал-оранывысты ойуп эртпеңер!)»
Таким образом, гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивиает чувтсво дружбы и товарищества. Оно оценивается как одно из главных условий между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.
Материал подготовила: Момбулай Оралмаа,
редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Использованная литература:
- Кенин-Лопсан, М. Правила уважительного отношения к родственникам / М. Кенин-Лопсан. – Текст : непосредственный // Традиционная культура тувинцев / М. Кенин-Лопсан. – Кызыл, 2006. – С. 34 – 52.
- Монгуш, М. Основы тувинского этикета / М. Монгуш. – Текст : непосредственный // Башкы. – 2021. – № 2. – С. 62 – 72.
Фото из сети интернета.