
С 1757 г. до 1912 г. территория Тувы подчинялась власти Маньчжурской империи Цин. Маньчжурский богдыхан (император) являлся верховным правителем Тувы. Управление ею он осуществлял через наместника – цзянь-цзюня, находившегося в г. Улясутае. В Туве была введена военно-административная организация. Княжеские уделы преобразовали в военные единицы, имевшие название хошуны (совр. — кожууны). Руководил этими единицами амбын-нойон, удельный князь Оюнарского хошуна. Он имел княжеский титул гунна (князя пятой степени) и воинское звание мерен-чанты (мейрен-чангы), соответствующее командиру дивизии. В одежде отличительным признаком высокого звания был красный коралловый шарик на шапке. Кроме того, он имел медную печать с желтой ручкой.
При амбын-нойоне находилась канцелярия и штат чиновников, которыми руководил чагырыкчы (управитель канцелярии). Гражданскими делами ведал чалан, судебные и военные функции выполнял мээрен (мейрен). Столицей амбын-нойонства был Самагалтай, являвшийся административным и религиозным центром Тувы.
Хошунами управляли наследственные правители угерда – представители местной знати, утвержденные в должности цзян-цзюнем. В их функции входило решение различных административных и судебных вопросов, сбор албана в пользу китайского императора. Угерда носили на головном уборе бордовый чинзе (шарик) и одноглазое павлинье перо на одага (подставке) с вышитыми узорами в виде павлиньих перьев. Руководители хошунов имели свой управленческий аппарат – чызааны, состоящий из чиновников по гражданским делам – дузалакчы, по военным делам – чагырыкчы, который имел двух помощников – мейренов. В штат угерды еще входило от двух до четырех служащих – дужуметов.
Источник:
Иллюстрированная этнография Тувы. Из собрания Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2009. -96 с. С. 10-12.