«Кижи сүнезинниг, дословно «человек имеет свою душу», так говорят тувинцы. Душа и человек представляют собой единое целое – тын, по-русски – дыхание. Если душа хорошо охраняет человека, тот чувствует себя нормально. Если душа хотя бы временно его покидает, он заболевает и возможно и возможно умрет. По представлению старых тувинцев, человек с душой будет здоровым, и ему уготовано долго жить. Человек без души оказывается слабым и, в конце концов, умирает.
Единение души с человеком означает продолжение физической жизни. Отделение души от живого человека, свидетельствует о скором конце жизни. Однако, когда человек умрет, его душа остается живой, то есть душа не умирает вместе с телом.
У каждого малыша есть душа, по-тувински «уруг куъду». Душа еще нерожденного ребенка находится у матери. Местонахождения души ребенка до трех лет – это бүкүлээш – темя, кавай – колыбель, чөргек – пеленка, чучак – пальтишко, бопук – обувь, ойнаарактар – куклы. Так же уруг куъду называется главный защитник, который имеется у каждого младенца, олицетворяется он маленькой фигуркой пророка – человека, сделанной из шерсти и кожи. Эта фигурка всегда находится у изголовья колыбели. Для изготовления защитника детской души обязательно применяли шкурку белки.
Координаты души детей от трех лет до тринадцати лет очень разные. К местам, где должна быть душа ребенка вышеназванного возраста, относятся сапоги, головной убор, пальто, кушак. Иногда душа ребенка находится у какого-то подаренного ему домашнего животного, например, у козленка, ягненка, жеребенка, теленка, олененка, верблюжонка. Великим защитником детской души считается могучий дух Эмегелчин ээрен, которого раньше имела каждая юрта.
Уруг куъду «душа ребенка» очень чутка и очень пуглива, так говорят. Если неожиданно разбудить малыша в колыбели, от него уходит его душа. Никому нельзя продавать домашний скот, подаренный малышу, потому что с ним связана его душа. Таково понимание души младенца у тувинцев.
Алган дөзү: Монгуш Кенин-Лопсан. Кара дээрниң тыныжы. Дыхание черного неба. Кызыл, 2010 ч.