Данная статья из биобиблиографического указателя «Вековая иСТОрия ТНР: ровесники ТНР», изданного ТРДБ им. К.И.Чуковского в 2021 году, г. Кызыл. В указателе содержатся материалы об исторических, наиболее ярких личностях нашей республики, рожденных в 1921 году, — год основания Тувинской Народной Республики. Их судьбы тесно связаны с историей становления и развития образования, науки, культуры, а также различных отраслей народного хозяйства ТНР.
БАЙЫР БАЙЫНДЫ САРЫГОВИЧ
(05. 1921-1980 гг.)
Камнерез, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.
Удивительно богата талантами Улуг-Хемская земля – она вырастила многих замечательных писателей, актеров, поэтов, художников, камнерезов, людей высокой художественной культуры.
Среди камнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанным мастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновения последующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство Байыра Сарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.
Жизненный путь Байыра Байынды во многом повторяет нелегкую, но счастливую судьбу его землячки Раисы Аракчаа: это утрата родителей в детстве, ранний труд, семья, встреча с известным камнерезом, наставничество и ежедневный кропотливый труд над камнерезной фигурой какого-либо домашнего животного или дикого зверя.
Байынды Байыр Сарыгович родился 1 мая 1921 году в местечке Кызыл-Даг Улуг-Хемского кожууна Тувинской Народной Республики в семье арата-скотовода. С детства, подражая старшим народным мастерам, он делал игрушки, любил вырезать из коры тополя, мягкого дерева, фигурки животных. Но, потеряв отца-кормильца, рано приобщается ремесленному труду.
С 1936 года юный Байынды начал работать в промышленной артели, где изготавливались народно-промысловые изделия для нужд, трудящихся Тувы. Там он приобретает навыки народного творчества, изготавливает аптара (сундуки), седла, шкафы. Тут нужно было не только умение вырезать, но и применять искусные мастерства по раскраске и орнаментации этих изделий.
В последующие годы, когда Байынды работал животноводом, потом столяром в поселке Ак-Дуруг, он продолжал вырезать фигурки животных из дерева и агальматолита (чонар-даш).
Эту любовь к народному искусству заметил выдающийся камнерез Монгуш Черзи, который его наставником в обучении секретам тувинской мелкой пластики. Совместная жизнь и работа Монгуша Черзи и Байыра Байынды дали огромный творческий импульс для создания скульптуры малых форм.
С 1962 года он стал постоянным участником местных республиканских, зональных – «Сибирь социалистическая» и всероссийских – «Советская Россия», «Анималисты России», «Слава труду», «Искусство автономных республик, областей и национальных округов РСФСР», всесоюзных – «По родной стране» и зарубежных художественных выставок – «Экспо – 67», в Канаде, в Германии, в Румынии, в Чехословакии. В 1965 году он был принят в члены Союза художников СССР.
В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва хранятся первые работы Байыра Байынды начала 1960-х годов, которые выполнены из дерева (конь, бык, овца). Они статичны, здесь сказывается влияние традиционной деревянной игрушки. Затем в других работах из агальматолита мастер придает животным определенную образность, выделяя повадки, характер конкретного зверя, украшая при этом туловище орнаментальной легкой гравировкой.
По настоянию председателя правления Союза художников Тувы. С. К. Ланзы в 1966 году народные мастера Монгуш Черзи и Байыр Байынды переезжают в г. Кызыл, где их принимают на работу камнерезами в Тувинские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. С этого времени Байыр Сарыгович стал активно и плодотворно работать над скульптурой малых форм.
В творческом наследии Улуг-Хемского мастера преобладает большое количество фигурок горных баранов и козлов, горных сарлыков с острыми рогами. Эти скульптуры прекрасны и изящны. Байыр Байынды, как помнят его многие художники и камнерезы, был по характеру мягким, добрым и душевным человеком. Он никогда не говорил плохих слов. И как зеркальное отражение его человеческих свойств – изображаемые им животные: будь то сарлык, верблюд, сказочный конь, арзылан, горный козел, которые словно впитали из его мозолистых рук человеческое душевное тепло.
В 1972 году за создание высокохудожественных произведений из камня группе тувинских камнерезов, в том числе Байынды Байыр Сарыгович, были присвоены высокие звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. В 1970-е годы Байыр Байынды полностью посвятил свое творчество созданию лучших произведений малой пластики.
Пластическое искусство Б. С. Байынды переняли и его дети – Эрес-оол, Елизавета и Сергей. Первые двое приняты в члены Союза художников СССР, а в начале 1990-х годов Елизаветы Байынды было присвоено звание лауреата Государственной премии России, Эрес-оолу Байынды – звание лауреата Государственной премии Республики Тыва.
Преемственность народных традиций резьбы по камню здесь очевидна, и в дальнейшем она будет продолжена, так как сын Эрес-оола – молодой Сайын-Маадыр Байынды – прошел определенный этап обучения камнерезному делу у отца. Недавно он закончил факультет скульптуры Московской художественно- промышленной академии имени Строганова.
Байыра Сарыговича Байынды не стало 29 июня 1980 года.
Камнерезные произведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеях Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байынды является одним из значительных пластов богатейшего наследия изобразительного искусства Тувы.
Хертек, А. С. Байыр Сарыгович Байынды: [к 90-летию со дня рождения]/ А. С. Хертек. – Текст: непосредственный // Летопись Тувы – 2011: историко-краеведческий альманах. – Кызыл, 2010. ‒ С. 115-117.
О нём
1. Б. С. Байынды: [о нем]. ‒ Текст: непосредственный // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. – Ленинград, 1961. – С. 248, 252.
2. Байынды Б. С. Арслан. 1970: [иллюстрация] // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. – Ленинград, 1961. – С. 253.
3. Байынды Байыр Сарыгович. –Текст: непосредственный // Справочник членов Союза художников СССР: по состоянию на 29 марта 1962 г. – Москва, 1962. – С. 105.
4. Байынды Б. С. Баран. Кошкар. Коза. Сарлык // Тувинская республиканская выставка работ художников и мастеров прикладного искусства: каталог. ‒ Кызыл, 1967. ‒ С. 61. – Текст: непосредственный.
5. Червонная, С. Байыр Байынды: [о нем] / С. Червонная // Дружба народов. – 1969. ‒ № 6. – Текст: неаосредственный.
6. Поздравляем с наградой: [член Союза художников СССР, камнерез Б. С. Байынды за творческие успехи в области прикладного искусства и в связи с 50-летием со дня рождения награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Тувинской АССР]. – Текст: непосредственный // Тувинская правда. – 1971. – 30 апр.
7. Чогаадыкчы чедиишкини дээш: [ССРЭ-ниӊ Чурукчулар эвилелиниӊ кежигүнү, Тываныӊ чурулга мастерскаязыныӊ уран шевер даш сииликчизи Байыр Сарыгович Байындыныӊ сиилип чазаар уран чүүл талазы-биле чогаадыкчы чедиишкиннери дээш база төрүттүнген хүнүнден бээр 50 харлааны-биле холбаштыр Тыва АССР-ниӊ Дээди Совединиӊ Президиуму 1974 чылдыӊ апрель 29-та Чарлыы-биле Хүндүткел бижик-биле шаӊнаан. ‒ Сөзүглел: дорт // Шын. – 1971. – Апр. 30.
8. Игнатьева, И. Камень живет века: [воспоминание художника о Б. С. Байынды] / И. Игнатьева // Улуг-Хем. – 1960. – Кн. 18. – С. 166-169. – Текст: непосредственный.
9. Байынды Байыр Сарыгович. Родился в 1921 г. Кызыл // Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока, Москва 1971: выставка произведений. – Ленинград, 1972. – С. 106-109.
10. РСФСР-ниӊ чечен чогаал, уран чүүл, архитектура талазы-биле 1972 күрүне шаӊналдарын тыпсыр дугайында. Чурулга уран чүүлүнүӊ талазы -биле И. Репин аттыг шаӊналды. Чурукчу уран шевер даш сииликчизи Байыр Сарыгович Байындыга – улусчу уран чүүлдүӊ бедик уран мергежилдиг чогаалдарын даштан чазап тургусканы дээш. ‒ Сөзүглел: дорт // Шын. – 1972. – Дек. 30.
11. Саая, М. Чондан лауреат: [даш чонукчузу Б. С. Байындыныӊ дугайында] / М. Саая. – Сөзүглел: дорт // Шын. – 1974. – Авг. 1.
12. Байынды Б. С. – 1921 года рождения. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина. – Текст: непосредственный // Кызыл – столица Советской Тувы: каталог выставки. – Кызыл, 1977. – С. 10.
13. Байынды Б. С. Баран. 1974. Агальтамолит, резьба // Народное искусство Тувы: набор открыток. – Москва, 1984.
14. Байыр Сарыгович Байынды: [к 70-летию со дня рождения] // Люди и события. Год 1991 / Нац. б-ка им. А. С. Пушкина. ‒ Кызыл, 1990. ‒ С.16-18
15. Байынды Байыр Сазыгович (1921-1980) / А. С. Хертек. – Текст: непосредственный // Мелодия в камне: биобибл. указатель / Нац. б-ка им. А. С. Пушкина; сост. Л. М. Чадамба. – Кызыл: РИО НБ, 1998. – С. 11-14. – Текст: непосредственный.
16. Хертек, А. С. Глава династии: [о камнерезе Б. С. Байынды] / А. С. Хертек. – Текст: непосредственный // Тувинская правда. – 2001. – 28 июня.
17. Байыр Байынды. Резьба по камню: творческая биография: буклет / сост. А. С. Хертек. – Кызыл: НМРТ, 2006. – Текст: непосредственный.
18. Хертек, А. С. Байыр Сарыгович Байынды: [к 90-летию со дня рождения] / А. С. Хертек. – Текст: непосредственный // Летопись Тувы – 2011: историко-краеведческий альманах. – Кызыл, 2010. ‒ С. 115-117.