У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы приема гостей. Перед тем как войти в юрту, человек кашлял или произносил короткую фразу, тем самым давая знать хозяевам о своем приходе. Подав таким образом сигнал, он входил в жилище; имевшееся у посетителя огнестрельное оружие полагалось разрядить и положить снаружи юрты на войлок. Плетку, непременный атрибут снаряжения мужчин, всегда оставляли на улице, около двери. Нож, который обычно носили мужчины за спиной на поясе, вынимали и на цепочке опускали вниз.
Современная форма приветствия (рукопожатие и слово «Экии») вошла в обиход с 1923 г. До революции при встрече обменивались благопожеланием. Только в дни Нового года по лунному календарю — Шагаа или при первой встрече после этого праздника, даже если прошло несколько месяцев, применялась особая форма приветствия — чолукшууру. Важным элементом его являлись жесты: младший по возрасту — гость он или хозяин — первым протягивал в знак приветствия руки ладонями вверх, а старший опускал свои руки ладонями вниз, при этом руки их соприкасались на уровне локтей. Причем, если здоровались люди одного возраста, происходило своего рода соревнование — каждый старался быстрее протянуть руки ладонями вверх, выказывая свое уважение другому, который, в свою очередь, опускал руки ниже первого, однако тоже ладонями вверх, и это могло продолжаться до тех пор, пока кто-то один не касался земли или не «сдавался».
Эти жесты — чолукшууру — означали пожелание в Новом году благополучия роду, счастья, здоровья. При этом произносился определенный текст, раньше он был строго канонизирован и состоял из нескольких предложений. Сейчас он значительно сокращен. Например: «Амыр менди» и ответ «Менди чаагай», или «Сол менди», или просто »Амыр-ла» (по-русски: «Мира вам и благополучия!» и ответ «Мира и вам»).
После пригласительного жеста хозяина гость садился в передней части жилища на левой стороне. Глава дома — напротив входа, по правую сторону. Затем они обменивались трубками, и с этого момента начинался разговор. Обычай обмена трубками очень древний, исполнение его, наряду с соблюдением правила не вносить плеть и огнестрельное оружие в юрту, расценивалось в обществе как доброе намерение людей по отношению друг к другу. У тувинцев существовал четкий порядок размещения людей в жилище: для гостей, соответственно их общественному положению, — на левой стороне, для хозяев — на правой.
Бедняк, не имеющий скота, всегда занимал место около самой двери (эжик аскы), там же держали молодняк в холода. Несколько выше (по ходу солнца), там, где под покрывалом хранились меховые вещи и одеяла, рассаживались гости средние по достатку. Самые почетные и уважаемые люди — богачи, ламы, чиновники — располагались там, где стояли аптара — деревянные сундуки разных размеров, почти напротив входа. Для них стелили небольшие круглые коврики — олбук, чтобы удобнее было сидеть, иногда по два сразу. Если гость из числа наиболее почетных, входя в юрту, усаживался на место, где следовало сидеть средним по достатку и положению людям, это рассматривалось как неуважение к хозяину.
Таким образом, площадь юрты делилась на определенные части: самое почетное место — напротив входа, наименее почетное — около входа. В системе тувинского этикета части пространства жилища неравноценны, это отражалось и на поведении людей.
Хозяйка сидела около кровати, между ней и хозяином рассаживали маленьких детей. Их воспитывали с раннего детства в строгости, поэтому, когда приходили гости, они сидели (если на улице был холод) так тихо, что никто их не замечал. Детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать (так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы, особенно в селах). Слева от матери, по направлению к двери, сидели старшие дочери, а сыновья сидели около отца. Гостья-женщина имела право пройти на место на левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину.
Когда в юрту входил лама, то мужчины, сидевшие до этого в головных уборах, снимали их в знак глубокого почтения. Перед молением, присутствующие в юрте, становились на колени. Ладони рук прижимали одну к другой, убрав вовнутрь большие пальцы, причем ладонь правой руки — сверху (поза кудук базар). В наше время на колени садятся только за работой, например сбивая шерсть. Пожилые люди запрещают сидеть в этой позе, т.к. раньше наказывали провинившихся, ставя коленями на гальку.
Ламы, чиновники или почетные гости садились, подогнув под себя ноги крест-накрест, в позе лотоса. Она называется баскактанып олурары. Кроме них, больше никто не мог позволить себе так сидеть, однако сейчас так сидят почтенные мужчины преклонного возраста, когда в юрте нет гостей.
Дети обычно сидели в позе буттарын коступ алгаш олурары — вытянув перед собой сомкнутые ноги. Взрослые люди так не сидели. Правила запрещали сидеть в следующих позах:
Дазалап — сидение на полу с прямо вытянутыми и немного раздвинутыми в стороны ногами.
Бут куспактап олурары — сидение на полу с согнутыми в коленях ногами. Так сидели бездетные и осиротевшие.
Бут баштап олурары — сидение на левой ноге, поставленной на носок, ступня правой ноги упирается в землю.
Дашкаар олурары — сидение на коленях, при этом носки соединены, пятки в стороны.
Куш олуду олурары — на корточках.
В современном быту сохраняются немногие из описанных поз. Другие же, носившие характер унижения или, наоборот, превосходства, ушли из быта тувинцев.
Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» — «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится почитаемая многими азиатскими народами «белая пища» — «ак чем», цвета молока.
Не случайно в старые времена юрту старались покрыть войлоком белого цвета, символизировавшего, по народному мнению, достаток и счастье людей, живущих в ней. Кроме того, белую юрту легко было увидеть издалека. Сейчас не все юрты чабанов белого цвета — забываются лучшие принципы народной эстетики.
Маленьким детям гость обязательно привозил гостинцы, а пожилым людям — табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.
Самое святое место в юрте — очаг, чтобы его не «прогневить», тувинцы освящали огонь перед едой, «кормили» его чаем, молоком, жиром и лучшими кусочками пищи.
В юрте не полагалось свистеть. И сегодня тувинцы неодобрительно относятся к свистунам и обязательно сделают замечание. Считалось, что свистом можно навлечь беду на кого-либо из близких родственников.
Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. До наших дней они дошли в трансформированном виде.
Ле Пти Фюте, путеводитель «Тува», 2004 г.