
Охотничий промысел у тувинцев, наряду со скотоводством, являлся весьма значимой отраслью хозяйства. По мифологическим верованиям тувинцев, звери являлись собственностью духа-хозяина тайги. Поэтому успех в охоте зависел не столько от умений и мастерства охотников, сколько от доброго отношения духов – ээ.
Прибыв к предполагаемому месту промысла, охотник прежде всего угощал духа-хозяина тайги тем, что было у него из провизии, привязывал жертвенные полоски материи – чалама к дереву и обращался к духу (ээ) с заклинанием. Произнося чалбарыг, охотник в меру своей способности и таланта начинал живописно восхвалять тайгу красочными эпитетами, услаждая слух божества:
Салаа кирбес шыргайлыг,
Салгын өтпес мээстиг,
Адыр мыйыстыг сыынныг,
Адыгыр кудуруктуг аңныг,
Алдын таңдым, хайыракан!
Эзимниг аргазында
Элик-хүлбүс дешкилешкен.
Аар ийин, бээр ийин.
Аргар-кошкар аңы долган.
Дэвээлиг хаяазында,
Те-чуңмазы дешкилешкен,
Алдын таңдым, хайыракан!
Аштаан амытан,
Адап келир,
Мактап ханмас
Алдын таңдым, хайыракан!
Живописно расписывая богатства и восхваляя горную тайгу таким заклинанием, охотник не только выражает свое уважение и почтение к ее духу-хозяину, но и всеми силами пытается расположить к себе, овладеть его вниманием. Порой в текстах заклинаний-чалбарыг содержатся описания жертвоприношений охотнику духу-хозяину:
Ак пөзүмнү өргүп тур мен,
Артыжымны кыпсып тур мен.
Саңымны салып тур мен,
Чажыымны чажып тур мен.
В время промысла охотники соблюдали определенные правила: не убивали животных в брачный период, не убивали детенышей животных, кроме того, не убивали зверей, имеющих необычную внешность так как по религиозным верованиям тувинцев, в них может воплотиться дух-хозяин тайги.
Источник: Обрядовая поэзия тувинцев: структура и семантика. Юша Ж.М. Новосибирск, 2009.
Источник фото: Электронный журнал: «Новые исследования Тувы», королевство путешествий.
#культуратувы #культурное_наследие #тыва_төп #чаңчыл #заклинание_охотника