В истории любой национальной культуры были личности, сыгравшие ключевую роль в ее становлении. Для развития музыкальной культуры Тувинской республики в период 1940-х годов большое значение имела деятельность Ростислава Мироновича — музыканта, чей творческий путь начался в Краснодаре.
Родился 17 марта 1904 года в г. Майкоп на Кубани. Отец — Георгий Васильевич Миронович — из духовного сословия. До революции преподавал историю, русскую литературу и латинский язык в гимназиях Елисаветполя (Азербайджан, Гянджа). После революции работал учителем средней школы и преподавателем Учительского института в г. Майкоп. Мать — Надежда Николаевна, урождённая Молостова — потомственная дворянка, профессиональная пианистка, окончила училище Русского музыкального общества в Тифлисе. В семье было четверо детей — Ростислав, Игорь, Людмила, Олег. Все четверо состоялись как музыканты. С раннего детства Ростислав Георгиевич находился в окружении музыки: «Я родился и вырос в семье, где музыка была чуть-ли не главным стержнем всех семейных интересов».
В начале 1935 года был принят без конкурса в симфонический оркестр Московской Государственной Филармонии, тогда единственный в Москве симфонический оркестр (кроме оркестра Радиокомитета). В этом оркестре переиграл обширный репертуар со всеми советскими дирижерами того времени и с выдающимися зарубежными дирижерами. Игру в этом оркестре считает своей лучшей школой дирижирования и оркестровой игры. Здесь Ростислав Георгиевич имел возможность непосредственно наблюдать за работой таких знаменитостей, как отечественные дирижеры Голованов, Штейнберг, Орлов, Небольсин, Файер, зарубежные — Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Эуген Сенкар, Эрнест Ансерме.
В 1936 году окончил Консерваторию с дипломами и по классу флейты, и по классу дирижирования. Вот выдержка из его характеристики по классу дирижирования «…Р.Г.Миронович в течение всего периода обучения проявлял лучшие музыкальные и исполнительские способности. Обладая очень большим багажом в области знания музыкальной литературы, он в короткие сроки овладевал новыми сложными партитурами.. Он хорошо мне известен и как флейтист-исполнитель высшей квалификации, сыгравший ряд ответственных партий флейты под моим управлением… Подпись — проф. Б.Э. Хайкин».
А также по классу флейты: «Р.Г.Миронович являет собой исключительное музыкальное природное дарование. При громадной музыкальной памяти игра его, как солиста, всегда убедительна с художественной стороны и отличается тонкой передачей исполняемого автора…Что касается педагогической работы, то Миронович подробно и углубленное проводил занятия по флейте с мало подвинутыми учениками, в результате чего его ученик в короткое время делали большие успехи… Знаю и его работу как дирижера. Дирижирует он почти всегда наизусть, всегда технически продумано, без особых манерностей, без рисовки. Проф. В.Н. Цыбин».
В декабре 1942 года был откомандирован Комитетом по делам искусств СССР в Тувинскую Народную Республику в город Кызыл для руководства музыкальной частью Тувинского национального музыкально-драматического театра. Несмотря на сложности военного времени, Ростиславу Георгиевичу, благодаря своему опыту дирижерской и театральной деятельности, удалось проделать большую работу за относительно короткий срок пребывания в Туве.
Во-первых, он подготовил специалистов на оркестровом отделении театрально-музыкального училища, где вел все специальные дисциплины;
Во-вторых, инициировал процесс реконструкции тувинских национальных инструментов для их оркестрового применения;
В-третьих, создал репертуар для первого национального оркестра Тувы (почти все танцы для постановок хореографа А. В. Шатина, музыку к ряду театральных спектаклей);
В-четвертых, написал первую национальную тувинскую оперу «Чечен и Белекмаа»;
В-пятых, осуществил первую в истории Тувы полноценную оперную постановку в театре (с участием солистов, хора, оркестра народных инструментов). Именно Мироновичу было суждено стать основоположником тувинского национального оркестра.
Идею создания первой тувинской оперы на основе сюжета народной сказки предложил филолог-тюрколог А. Пальмбах. До отъезда из Тувы Миронович успел полностью завершить работу над первым действием (еще два остались в набросках). Постановка первого акта оперы «Чечен и Белекмаа» была осуществлена в августе 1945 года как дипломная работа студентов музыкально-театрального училища.
Проект Мироновича был продолжен одним из его бывших учеников по музыкально-театральному училищу, композитором Ростиславом Кенденбилем, чья опера «Чечен и Белекмаа» была поставлена в тувинском театре через 20 лет после оперы Мироновича. Память о своем учителе тувинский музыкант пронес через всю жизнь: при советской паспортизации он взял себе имя любимого башкы и в работе старался быть на него похожим. Миронович также высоко ценил своего ученика; кроме него, из числа своих тувинских учеников он отмечал мастера-изготовителя музыкальных инструментов К. Тамдына и А. Лаптана, который был его ассистентом и вел ряд дисциплин у первокурсников. До конца жизни музыкант хранил письма своих тувинских учеников и коллег, а также фотографии, сделанные им в 1940-х годах в Туве.
В статье «Первый тувинский национальный оркестр» газеты Тувинская правда за 1945 год написано о том что «…в феврале 1943 года было создано оркестровое отделение при театральном училище. Оркестровое отделение начало свою работу, имея в своем составе 8 человек без всякого музыкального образования, не владеющих техникой игры, но обладающих музыкальными способностями. Имелось очень небольшое количество русских и тувинских народных музыкальных инструментов, но они нуждались в ремонте. Музыкальной литературы не было. Были только молодые ученики да хороший руководитель с первоклассной подготовкой, обладающий педагогическими способностями — Миронович Р.Г.
У учащихся было огромное желание учиться, а у преподавателя горячее стремление обучать своих воспитанников. Все это привело к тому, что уже через три месяца, к 1 мая 1943 года, оркестр, возросший до 16 человек, смог выступить на концерте.
Дирижер оркестра Миронович Р.Г. за 2,5 года написал около 20 произведений, частью оригинальных, частью – обработка тувинских народных песен. В процессе работы по усовершенствованию национальных инструментов им были сконструированы два новых вида инструментов – басовый и альтовый пызанчи. 1945 год отмечается большими работами оркестра: исполнением музыки Аксенова и Мунзука к пьесе «Хайыран бот», исполнением «Большого вальса» на тувинские темы Мироновича, началом работы над первым актом первой тувинской оперы «Чечен и Пелекма» по либретто Сарыг-оола, музыка Мироновича».
Долгое время Миронович дружил с семьей тувинских цирковых артистов Оскал-оолов, для труппы которых он писал музыку. В 1970-е годы Ростислав Георгиевич приезжал в Туву.
По истечении срока командировки в Туву, в декабре 1945 года получил назначение в Киргизкий театр оперы и балета в качестве дирижера.
Музыкант прожил яркую, насыщенную событиями жизнь: он умер в 1998 году на 94-м году жизни. Память о талантливом дирижере и педагоге жива в Туве и по сей день.
Творческая деятельность Ростислав Георгиевича Миронович в 1943-1946 годах имела большое значение для развития музыкальной культуры Тувинской республики, в частности, тувинского театра, национального оркестра, вокального искусства и музыкального образования.
Е. К. Карелина «Ростислав и Наталья Мироновичи в истории Тувинской музыкальной культуры»
Из личного фонда «Миронович Ростислав Георгиевич – дирижер, композитор, создатель тувинских народных инструментов», Национальный архив РТ