ХУНАН КИРОВ ТЮЛЮШЕВИЧ
(годы жизни 1944 – 2017)
Уникальный мастер камнерезного искусства, член Союза художников России (1978), Заслуженный художник Республики Тыва» (1991), «Заслуженный художник Российской Федерации», изготовитель национальных музыкальных инструментов
Статья из биобиблиографического указателя «Ровесники Советской Тувы», изданного ТРДБ им. К.И.Чуковского в 2019 году, г. Кызыл. В указале содержатся материалы об исторических, наиболее ярких представителях культуры и искусства, нашей республики, получивших широкую известность и популярность, рожденных в 1944 году – в год вхождения Тувы в состав СССР.
Родился Киров Хунан 4 марта 1944 года в местечке Арыг-Узю Улуг-Хемского кожууна в семье аратов-скотоводов. Киров был первенцем в молодой семье. Первой взяла его на руки орус-эмчи — русский врач Валя, которая принимала роды. Весна 1944 года была предпоследней и очень трудной весной Великой Отечественной войны. Араты продолжали сдавать скот в помощь фронту. Маленький Семис-оол — так тогда звали Кирова — пытался встать на ноги. Отец отдал своих лучших коней.
Сидеть в седле и ходить малыш начал одновременно. Мальчишка подрос и начал пасти овец и коз со своими сверстниками. Зимой юрта стояла в горах Сулге-Даа, а летом родители перекочевывали в жаркие степи Сулге-Бели и Терезиннига. Детство на чайлаге, скачки на горячих скакунах, поединки по хурешу запомнились на всю жизнь. Кажется, что все это было вчера.
В 1951 году Семис-оол пошел в подготовительный класс Даг-Аразынской начальной школы Чаа-Хольского кожууна. Первым учителем был Мартыгыр Донгакович Сагаандай.
Раньше, кроме юрты и кочевой жизни, мальчик ничего не видел, поэтому в школе ему было все интересно. Он с жадностью ловил каждое слово учителя, «проглатывал» одну книгу за другой. В 1955 году родители переехали в село Арыскан. Семис-оол перешел в четвертый класс. Здесь классным руководителем у него была Евгения Григорьевна Амосова. Строгая и требовательная, преподавала русский язык. На уроках учительница часто читала произведения классиков русской литературы. Дети слушали приятный голос учительницы, затаив дыхание.
Одним из самых любимых уроков у Кирова, как и у большинства мальчишек, были уроки истории и труда, которые вел участник Великой Отечественной войны Николай Матвеевич Уткин. Он, как и тувинские добровольцы-кавалеристы, сражался с фашистами, поэтому пользовался у всех детей огромным авторитетом. Фронтовик учил детей столярному делу, резьбе по дереву. Работы, созданные учениками отправлялись, на выставки детского творчества в кожууный центр и Кызыл, в Москву, представляя свои рисунки, поделки по дереву они занимали призовые места. Склонность к рисованию, работам по дереву, камню, орнаментальной росписи он проявлял с детства. Его предки были мастерами на все руки. Для художественной резьбы он применял березу, кедр, саксаул, корни можжевельника и другие сорта древесины. Киров, используя национальный орнамент, выпиливал красивые люстры из фанеры, рисовал портреты и пейзажи, которые постоянно отмечались на выставках.
Толпой бегали мальчишки за преподавателем физкультуры Алексеем Кондратьевичем Анпилоговым. Легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт и национальная борьба хуреш захватывали парней, которые мечтали стать сильными и ловкими. Киров не отставал от лучших спортсменов школы. Особенно нравились ему хуреш и шахматы. 11 класс Киров Хунан окончил в Шагонарской средней школе №1. В 1963 году он посещал курсы шоферов при ДОСААФ, получил удостоверение водителя и был призван на службу в армию. Служил в батальоне аэродромного обслуживания подразделения Военно-Воздушных Сил в Хабаровском крае. Уже с первого года службы командиры заметили физически подготовленного к военной службе, ловкого и смекалистого солдата из Тувы. Молодой боец был развит физически и хорошо знал русский язык.
Отличник боевой и политической подготовки, Киров Хунан участвовал во всех спортивных состязаниях на первенство части. Он первым приходил на финиш в лыжных кроссах, был хорошим штангистом, чемпионом части по шахматам, прекрасно играл в футбол. Его, талантливого художника, привлекали для оформления Ленинской комнаты. Он участвовал в художественной самодеятельности, хорошо пел. Солдаты часто вызывали на «бис» исполнителя тувинских песен.
Перед увольнением в запас командир части полковник Баталов доверил водить свою машину первоклассному шоферу Кирову Хунану. Солдат из Тувы возил и генералов, приезжавших из Москвы в командировки. Среди них были дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Девятко.
У Кирова Хунана было много поощрений за службу, а 9 мая 1965 года Указом Председателя Президиума Верховного Совета СССР он был награжден медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1966 году Киров уволился в запас и вернулся в Туву. Решил овладеть профессией строителя, поступил в профтехучилище г. Кызыла, где и познакомился с девушкой Марией. Сыграли свадьбу. Поехали работать в Тоджинский район.
С 1974 года семья Хунанов постоянно живет в Тээли. Мария Салчаковна 25 лет проработала главным бухгалтером отдела культуры Бай-Тайгинского кожууна и вышла на пенсию. Сейчас она нянчится с правнуками, выращивает овощи и садовые кустарники. Киров Тулушевич работал строителем в ПМК-714. Затем – учителем рисования, черчения и труда в Тээлинской восьмилетней школе. С 1977 года он стал учиться камнерезному искусству у народного мастера Д. Х. Дойбухаа. Киров очень признателен и благодарен своему наставнику заслуженному художнику РФ Дондуку Хертековичу Дойбухаа за терпение и науку. Ведь в некоторых работах Кирова Хунана, например, в том же «Всаднике на верблюде», угадывается «стиль» наставника. С первой же выставки, в которой принял участие (1978 г.), он сразу заявил о себе как интересный мастер. Его фигурки монументальны. Он не гонится за динамическими эффектами, сложностью композиционных решений. Его привлекает внутренняя динамика образа. Позы животных довольно статичны, но сколько в них внутренней готовности к движению. Еще не движение, но уже не покой – это состояние животного очень притягательно для Хунана. Сила внутреннего импульса требует значительной психологической разработки и выразительности образа. Эта трудная задача под силу не каждому резчику, но Хунан с ней успешно справляется. В его животных столько человеческих эмоций, что они становятся очень понятными и близкими зрителю. Он постоянный участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и других выставок. Его работы экспонировались в Финляндии, Франции, Италии и были приобретены многими музеями, как в нашей стране, так и за рубежом.
Делать легко, то, что для других трудно – это талант. Киров Хунан все делает легко с песней, шутками, хорошим настроением. Легко ему поддается агальматолит. Коренные жители называют его «чонар – дашом» — камнем, которой можно резать, хотя он твердый, не режется, а крошится. Максим Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества». Киров любит свою работу, свой дом, свою жену, детей, внуков и правнуков, свой край, где родился и вырос, свою Родину. От этой любви и рождаются прекрасные произведения, созданные его руками.
Став зрелым мастером, Хунан К.Т. стремится передать свой опыт, мастерство начинающим резчикам. Они является наставником по линии художественного фонда РФ. С 1978-1982 гг. Хунан К.Т. научил камнерезному ремеслу более тридцати учеников, работая в Тээлинской детской художественной школе.
Вскоре руководство Бай-Тайгинского района назначило Кирова Хунана мастером народно-художественных промыслов Министерства местной промышленности республики. Здесь он проявил талант руководителя и организатора.
Киров Хунан не только учил детей, но и работал с камнем сам, оттачивая свое мастерство. С 1987 по 2004 год его работы выставлялись на многих международных выставках в Германии, Монголии, США, Швейцарии и Японии. Ими любовались посетители московских выставок. 1980 год; «Олимпийские игры 1980 года»; «Социалистическая Россия» — 1980 и 1985 годы; «Анималисты России» — 1982 год; «Художники России» — 1992 и 2004 годы; «850-летие г. Москвы» — 1997 год. Были и другие выставки: В Санкт-Петербурге, Красноярске, Кемерово, Иркутске, Томске, Барнауле.
Фотоиллюстрации работ Кирова Хунана печатались в каталоге выставки «Сибирь социалистическая», в журналах «Архитектура» и «Искусство», в книгах «Художники Тувы» и «Пою мое Отечество», в альбоме «150-летие В. Сурикова». В 1991 году Кирову Хунану присваивают звание «Заслуженный художник Тувинской АССР», а еще через восемь лет – звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Резчик по камню дорожит еще одним званием «Отличник физической культуры и спорта Республики Тува». Ведь Киров Хунан был чемпионом по хурешу и шахматам Тоджинского и Бай-Тайгинского кожуунов, серебряным призером первенства Тувы по городошному спорту. К 120-летию восстания 60 богатырей 59-летний художник участвовал в поединках хурешистов. Он поднял до колен 136-килограммовый кодурер-даш (подними-камень). К своему юбилею ветеран спорта вместе с администрацией проводит в Тээли первенство кожууна по шахматам, в котором призы получили 8 сильнейших поклонников мудрой игры.
Вместе с Марией Салчаковной Киров Тулушевич вырастили и воспитали сына и двух дочерей. Старшая дочь Жанна получила высшее образование и в настоящее время работает в департаменте культуры и спорта молодежной политики начальником отдела, много лет работала на руководящих должностях. Лариса окончила академию культуры, работает директором метод центра управления культуры Бай – Тайгинского кожууна. Сын Аяс пошел по стопам отца. Он стал камнерезом. Его анималистическая скульптура выставлялась на многих художественных выставках России. Хунан Аяс – потомственный резчик. Его отец, Хунан К.Т. среди своих прочих творческих и общественных дел вел кружок камнерезного искусства в Тээлинской школе. Вот в этот кружок и стал приходить его сын, да и дома приходилось наблюдать за работой отца. И мальчику казалось просто непостижимым волшебством, как кусок камня в отцовских руках вдруг начинал буквально на глазах оживать, превращаясь в чудо-фигурку. Главной темой творчества Хунан Аяса, как и других тувинских резчиков, является природа. Уже ранние его работы отличаются высоким профессионализмом, виртуозной техникой, тонким пониманием скульптурной формы.
Сегодня Аяс в расцвете своих творческих сил. Работая в лучших традициях народного искусства, продолжая их осваивать и сохранять, он новаторски подходит ко многим проблемам современной тувинской пластики. Чувствуется его сознательное усложнение композиционных решений, отклик на современные стилистические поиски, стремление расширять диапазон традиционных сюжетов. Вот это тонкое чувство вековой традиции, так и современного искусства помноженное на высокое художественное мастерство и делают творчество Аяса ярким явлением современного изобразительного искусства.
В настоящее время Аяс так же, как и отец изготавливает из агальматолита резные шахматы. Пешки и фигуры не похожи на европейские типы шахмат. Ферзя обычно изображает арзылан – зверь непредсказуемой силы, шахматного слона часто заменяет верблюд – животное, способное пройти длинное расстояние, конь изображается не в полфигуры, а на четырех ногах, как в жизни. Необычно выглядит король в облике высокородной разодетой дамы. Учитывается при резьбе и цвет агальматолита: черный камень – для черных фигур, все оттенки светлого – для белых. Не часто, но появляются на выставках его живописные, графические работы. Помимо этого он изготавливает образы предков, шаманов. Произведения последних лет Х. Аяса свидетельствуют о том, что мастер находится в постоянном поиске, он внимательно относится к форме и материалу, ставя перед собой новые пластические и эмоциональные задачи. У него двое сыновей (Начын и Танаа-Херел) тоже ходили в художественную школу. Увлекаются рисованием, резьбой по дереву. Сын Танаа – Херел пошел по стопам отца и дедушки. Он тоже камнерез, в своих работах изображает животных, шаманов, изготавливает резные шахматы. Принимает участие на выставках. За произведения, представленные на Региональную художественную выставку «Сибирь – 11» награжден дипломом. В настоящее время он студент Хабаровского пограничного института ФСБ.
В декоративно-прикладном искусстве тувинцев не было твердо установленных канонов-образцов, как в изобразительном искусстве. Поэтому каждый мастер имел сравнительно большую свободу творчества и мог проявить свою художественную индивидуальность, поэтому каждый автор имеет свой неповторимый почерк. Эти качества свойственны и к работам талантливого мастера Хунан Кирова, кроме этих еще и высокое понимание материала, чувство меры обработки камня, тонкий лиризм, основанные на традициях народного прикладного искусства тувинского народа.
Из дерева Хунан К.Т. мастерил и национальные музыкальные инструменты, преимущественно смычковые: игил, бызаанчы. Также бубен – главный инструмент камлания шаманов. На деревянный обод с одной стороны натягивают сыромятную кожу марала или самца косули. К бубну прилагается колотушка (орба). К бубну приделана вертикальная рукоятка из березы с изображением человека – «хозяина» бубна и нескольких змей. Чтобы приобрести их, к нему в село Тээли очень часто приезжают иностранные туристы. Приезжали американцы из Нью-Йорка, немцы из Германии, бельгийцы и т.д.
Киров Хунан очень работоспособный человек. Создал, например, за многие годы целое «стадо» каменных красавцев-верблюдов, разных и по исполнению, и по внутреннему миру каждого – ведь у животных, особенно изображенных художником, обязательно есть свой внутренний мир. Лежат они, стоят, бегут – и все, думается, по родным местам своего автора, по фантастическим скалам, каких много в Бай-Тайге. Он очень добрый человек, щедрый, хороший отец и семьянин, мне кажется, только человек с добрым сердцем может создавать образы животных веселых, улыбающихся, или мудрых, задумчивых, даже если это хищники.
В жизни он не стремится выделиться, и как бы незаметен, но всегда стоит на страже красоты. И не просто охраняет ее, но и находит в других людях, в молодом поколении. Почти все молодые художники родом из Бай-Тайги – его ученики, прошли через его чуткие руки и доброе сердце. Н. Саая, О. Барба, Е. Донгак, А. Хунан – для всех он был первым учителем, наставником на пути в мир искусства.
В настоящее время, находясь на пенсии, он работает в Доме Культуры районного центра с. Тээли художником, делает декорации народного театра, афиши. У него почти нет свободного времени, так как занимается общественными делами. Любитель шахмат, каждые праздники организовывает шахматные турниры. С ранних лет увлекается национальной борьбой «Хуреш», и сейчас, несмотря на такой возраст, он часто ездит на турниры по борьбе ветеранов.
Дети «подарили» отцу с мамой троих внуков и трех внучек. У них девять правнуков. Это значит, что род талантливого мастера Кирова Хунана множится, глубоко пускает корни в тувинскую землю. Этот род будет жить вечно, как вечно будет радовать зрителей скульптура из «чонар-даша», в которую вдохнул жизнь Киров Хунан.
Иргит, Б. Хунан Киров – уникальный камнерез /
Б. Иргит // Социальная сеть работников образования :
[сайт]. – 2014 nsportal.ru (23.09.2019)
Литература о нём
1. Кенин — Лопсан, М. «Улар» художника Хунана : [о выставке мастера камнерезного искусства «Улар», посвященной 60 — летию со дня рождения мастера из Бай — Тайги К. Т. Хунана] / М. Кенин — Лопсан // Тув. правда. – 2004. – 22 июля.
2. Кривдик, В. И оживает камень…: [о члене Союза худож. России, засл. худож. Тув. АССР и Российской Федерации К. Т. Хунане] / В. Кривдик // Тув. правда. – 2004. – 4 марта.
3. О награждении Кирова Тулушевича Хунана медалью Республики Тува «За доблестный труд»: указ Председателя Правительства Республики Тыва // Тув. правда. – 2004. – 7 сент.
4. О присвоении Хунану Кирову Тулушевичу почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации» : указ Президента Российской Федерации [от 4 марта 1999г. № 318] // Собрания Законодательства Российской Федерации. – 1999. – 15 марта. – № 11. – С. 1285; 2343.
* * *
5. Дачын-Хөө, С. «Уларны» сонуургаӊар : [салым — чаяанныг даш чонукчузу К. Т. Хунанның 60 харлаанынга тураскааткан «Улар» деп делгелгениӊ дугайында] / С. Дачын — Хөө // Шын. – 2004. – Июль 24.
6. Кривдик, В. Ооӊ холунга чонар — даш «дирлип» келир : [Россия Федерациязыныӊ болгаш Тыва АССР — ниӊ алдарлыг чурукчузу, Россияныӊ Чурукчулар эвилелиниӊ кежигүнү К. Т. Хунанныӊ дугайында] / В. Кривдик // Шын. – 2004. – Март 14.