В недалеком прошлом законы степного этикета охватывали многие стороны жизни. Сюда входило и поведение гостя в юрте, и встречи людей в пути, и общение на свадьбе и похоронах, и наречение именем. Особые требования предъявлялись и к тому, как часто потреблять пищу, причем не только праздничную, но и будничную; как обмениваться дарами, в каких позах кому и как сидеть.
Как встречал хозяин юрты гостя?
Представьте себе одинокую юрту. Вдали показался всадник — он явно держит путь сюда. Поняв это, поднялась на ноги и хрипло залаяла собака. Услышав ее лай, а может быть, и стук копыт, немного спустя вышел хозяин. Притормозив коня, шагов за тридцать от юрты, гость не спеша слезает с него и ждет, пока подойдет хозяин. Подъезжать ближе не позволяет степной этикет. Хозяин принимает от гостя повод коня и сам привязывает к коновязи (этого тоже требует этикет).
— Эки-и-и! Амыр-ла! (Здравствуйте! Мир вам!) — говорят они друг другу и, закончив этим приветствие, направляются к юрте. Но если бы это был день нового года или они, будучи давними знакомыми, впервые встретились в новом году, то совершился бы более сложный церемониал. Гость, произнося приветствие, подошел бы, вытянув обе руки вперед, ладонями вверх, а хозяин опустил бы на них ладони своих тоже вытянутых рук, а затем оба низко поклонились бы друг другу.
В пути за пояс всадника были, как обычно, заткнуты нож и огниво, но перед тем, как войти в юрту, он их вытаскивает, и они свисают с пояса на ремешках. А плеть, которую он весь путь держал в правой руке, необходимо теперь привязать к седлу — в юрту ее вносить нельзя. Подходя к двери, гость аккуратно поправляет шапку (если бы он ее раньше снял, то теперь обязательно надел бы) и левой рукой неторопливо открывает дверь, потому что толчком открывать дверь — демонстрировать неуважение к хозяевам жилища.
Входя, гость не наступает на порог. Если бы это случилось, хозяин был бы глубоко оскорблен. Считалось, что под порогом сидит добрый дух — покровитель жилища, и его нельзя обижать. Во времена Чингисхана у монголов такое нарушение этикета наказывалось смертной казнью. И уж, конечно же, нельзя было на порог сесть. Переступив порог, гость, как и хозяин, сворачивает налево на мужскую половину юрты и идет в почетную часть жилища — тоор — напротив входа. Идет обязательно по ходу солнца — иначе нельзя. В юрте уже есть несколько гостей. Все перемещаются, заново рассаживаются за очагом в строгом соответствии с возрастом и социальным статусом каждого. Лишь хозяйка остается на своей половине, «в ногах» постели. Здесь же молча сидят младшие дети. Если в гости заходят замужние женщины, то они, как и замужние взрослые дочери, тоже должны находиться на женской половине, притом поближе к двери. А у самой двери — место собаки.
Теперь начинается беседа с вновь прибывшим гостем. Хозяин первым делом спрашивает у него, благополучен ли скот. «Все благополучно», — отвечает гость и задает такой же вопрос хозяину. В это время они закуривают трубки и обмениваются ими. Первым подает раскуренную трубку хозяин. Обмен трубками мира и дружбы — обязательный атрибут встречи, начала беседы. Тувинская поговорка гласит: «Без табака не рождается слово». Только теперь можно спросить имя гостя, если оно неизвестно, куда гость направляется, по какому поводу и т.д.
Если гость привез подарок, то хозяин обязательно берет его двумя руками, делает поклон и прикладывает подарок ко лбу.
Во время угощения гостя подносить ему что-либо нужно было в чашке, притом обеими руками. Принимать следовало также обеими руками. А если одной, то этикет требовал, чтобы кончики пальцев левой руки поддерживали локоть правой, ведь правая считалась рукой благодати. Ну и уж конечно, нельзя было начинать застолье, не угостив духа очага. Он обязательно должен был получить свою небольшую долю. Гость, как и все остальные участники трапезы, опускал в свою чашку безымянный палец правой руки и брызгал им в сторону очага. Разговор ведут только мужчины, женщины не вмешиваются, готовят чай, угощение.
А как ведут себя люди при встрече в пути?
Встречи в степи были в прошлом нечастыми. Поэтому всадники останавливали лошадей, молча слезали с них и садились на землю друг перед другом, держа в левой руке повод. Сидели в традиционной позе — опираясь на землю левым коленом. Закуривали трубки и тоже обменивались ими — младший первым отдавал свою трубку старшему. После обычных приветствий сразу же выяснялось имя-кличка, откуда и куда держит путь. Все эти вопросы задавал вначале старший. Заканчивать беседу мог тоже только старший. Делалось это просто — он говорил: «Чаа ындык-тыр!» (Да, так. Благополучного путешествия!) Молодой отвечал тем же, и всадники, сев на коней, продолжали свой путь.
С.И. Вайнштейн «Загадочная Тува»