Природа нашей республики неповторима тем, что здесь имеются почти все природно-климатические зоны северного полушария – от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда и разнообразие природных источников, озер, издревле используемых местным населением в лечебных целях.
Словом аржаан тувинцы называют целебные минеральные источники. Оно уходит корнями в древний санскритский язык и означает — святая или целебная вода.
В традиционном быту тувинцев культ аржаанов очень велик: с ним связывали здоровье тела и духа как отдельного человека, так и рода в целом.
Обычно аржааны открывали ламы-врачи, шаманы, которые при стечении народа освящали источники, давали советы – как лечится от различных хворей и напастей. Аржааны почитали и бережно хранили. Ежегодно в каждом аале, в каждом арбане проводили Дни Аржаана: Аржаан дагыыры – освящение источника, Аржаан ажаары – ритуал ухода за ним, Аржаан чалаары — «приглашение» аржаана (особый ритуала отбора воды источника в посуду, которые приносили с собой люди). С него начинался аржааный сезон.
«Праздник «приглашения» аржаана был одним из больших празднований с народными гуляниями, скачками, хурешом. Проводился он в середине лета, когда по словам стариков, аржаан «созревал» и набирал целебную силу. На закате весь аал собирался на поляне перед Кара-Дагом, где пробивался из толщи земли источник. На большие черные камни складывали угощение и возжигали огонь — подношение духу аржаана. Каждый аржаан имел своего духа – женщину или мужчину. Присутствующие , сидя на коленях, в молитве воздавали хвалу аржаану, его духу и просили исцеления для себя, родных и близких, для всего рода. Затем каждый привязывал к веточкам дерева, росших около источника, цветные ленточки – чалама. После этого девочка, самая трудолюбивая и прилежная, набирала воду аржаана в серебряный ковшик и разливала всем. Посуда могла быть самой разной, но каждая семья старалась держать для этой цели серебряную донгуу – высокий чеканной работы чайник.
В Туве много аржаанов, обладающих большой лечебной силой и привлекающих не только тувинцев, но и алтайцев, и монголов. Особенно известен Тарыс-Аржаан на юге-востоке Тувы, у границ Монголии. Из него каждые сутки вытекают тысячи литров сероводородной минеральной воды с температурой до 50 °С. Там сооружены десятки деревянных ванн, вблизи которых валяются костыли, оставшиеся после исцеления их владельцев.
Также известен и аржаан на северо-востоке Тувы в местности Уш-Белдир (в переводе — Устье трех рек), в котором сероводородная вода выходит на поверхность нагретой до 80—85 °С.
В Тодже самым сильным считается аржаан — Чойган (в переводе — пихта). У него очень добрый и сильный дух-хозяин. Аржаан зимой и летом лечит всех больных. За это каждый человек оставляет подарки духу — мелкие монеты, тряпочки, пучки волос оленя.
Традиции народа лечится на аржаанах сохранилась и по сей день. Ежегодно с середины июля по вторую половину августа (время созревания аржаанов) тысячи людей отдыхают и лечатся на целебных водах. Курс лечения прост и традиционен: он занимает от 7 до 9 дней, реже до 14 и 21 дня и включает питье, полоскание, душ и ванны.
Аржааны, соленые и грязевые озера – это не просто природные богатства нашей республики, но и объекты, связанные с культурно-историческими традициями, культовыми обрядами, часть культурного наследия, которое мы должны не только бережно хранить, но и приумножить для потомков.
С.И. Вайнштейн «Загадочная Тува»
К.Аракчаа «Слово об аржаанах Тыва»