1984 год. После Дней литературы и искусства Тувинской АССР в Москве ансамбль выехал в Монголию. В Улан-Баторе каждый год проходил месячник советско-монгольской дружбы, на этот раз для участия в мероприятиях пригласили делегацию нашей республики. В группу были включены художники, писатели, камнерезы, а также артисты – цирковой группы под руководством Владимира Оскал-оола, музыкально-драматического театра и ансамбля «Саяны». Каждая группа работала по своему графику, все вместе встречались лишь на наиболее значимых мероприятиях.
Торжественный прием делегации из Тувы состоялся в банкетном зале центральной гостиницы «Улан-Батор». В программу был включен и небольшой концерт, куда вошли лучшие номера. И вновь певцы из Монголии покорили сердца гостей. Голоса – такая мощь! Красивый тембр! Не хуже принимали и солиста ансамбля «Саяны» Сата Дамба-Доржу. Когда он спел песню «Прекрасная страна Монголия» на монгольском языке – со шквалом аплодисментов весь зал встал! Сату пришлось исполнить песню дважды. Месячник советско-монгольской дружбы открылся совместным Гала-концертом артистов Тувы и Монголии во Дворце профсоюзов.
Обязательная составная культурной программы в любой подобной поездке – знакомство с достопримечательностями страны или города. Второй день был посвящен именно этому. Тувинская делегация посетила Дацан. Вечером побывали в Государственном цирке Монголии и посмотрели праздничное представление. Тувинцев поразил номер «каучук» в исполнении пяти девочек. Какие они пластичные! А монгольские зрители с большим интересом посмотрели выступление тувинского цирка под руководством В. Оскал-оола.
На третий день ансамбль выехал в молодой город Эрденет, который построен был на голом месте в северной части Монголии. Ещё до революции было известно, что на этом месте находятся большие залежи полезных ископаемых, особенно молибдена. В 1960 году чешскими геологами проведена разведка. Более 40 стран принимали участие в строительстве молодого города и главного предприятия горно-обогатительного комбината. Кадры на комбинат готовили специально в ВУЗах СССР и Монголии, а также в других дружественных странах. Работали в основном молодые люди. Эрденет – промышленный город и его многочисленные труженики познакомились с искусством тувинского народа.
На четвёртый день поездки состоялся большой концерт с участием только двух ансамблей – «Саяны» и Государственного ансамбля Монголии. Что интересно, почти все руководители монгольского коллектива учились в Советском Союзе, среди артистов балета были, в основном, выпускники Улан-Баторского хореографического училища.
В Монголии было заведено так: певцы с высшим профессиональным образованием поют в оперном театре, а солистов в государственный ансамбль набирают из художественной самодеятельности. Цель такого «расклада» – не растерять чисто народное песенное исполнение. В репертуаре ансамбля были также песни и танцы народов СССР народов других стран. Каждое лето Государственный ансамбль Монголии организовывал бригады, которые обслуживали все отдаленные аймаки. При этом артисты еще занимались исследовательской работой – собирали фольклор, прослушивали и записывали народных певцов. А зимой, как правило, большое внимание и время уделяли повышению квалификации, с этой целью, проводили специальные курсы с мастер-классами. Переподготовку проходили и сами руководители – слушали лекции опытных специалистов культуры и искусства.
Закрытие месячника советско-монгольской дружбы было грандиозным. В празднике песни, музыки и танца приняли участие мастера искусства Монголии и Тувы. С восторгом зрители принимали цирковую группу под руководством Владимира Оскал-оола, выступление на проволоке Майи Лозовик-Оскал-оол, которая порхала по ней, как пушинка. Шквал аплодисментов достался Кужугету Хензиг-оолу, который подарил зрителям свой оригинальный номер со ступами. Полюбился монгольским ценителям искусства дуэт Кара-Кыс и Максима Мунзуков, которые своим оптимизмом и задором, артистическим обаянием и талантом смогли донести до них всю палитру эмоций истинно народного пения.
И вот наступил момент расставания. Было немного грустно, потому что многие подружились. Обменялись подарками. Ансамблю «Саяны» были подарены струны на национальные инструменты, которых в то время у нас в Туве не было, а также сборники самоучителей игры на национальных инструментах.
На последнем концерте зрители стоя аплодировали «Баятскому танцу» в исполнении артистов ансамбля «Саяны». Постановщик этого танца, монгольский балетмейстер Лха Сурен, специально приехал в Улан-Батор, бы встретиться с коллективом, для которого ставил этот танец. Ведущие объявили об этом и пригласили Лха Сурена выйти на сцену. Он вышел и заслуженно получил бурю аплодисментов. По окончанию концерта артисты балета монгольского ансамбля шутили над ним: «Ты нам такой танец ещё не поставил. Почему? Наверно, тувинцы тебе хорошо заплатили?!»
Лха Сурен лишь засмеялся. Он по натуре был человеком доброжелательным и улыбчивым. Эти качества всегда привлекали окружающих. Он, можно сказать, является одним из первых приглашенных постановщиков Государственного ансамбля «Саяны». Не раз приезжал в Туву и в каждый свой приезд осуществлял самые разные постановки. «Саяновцы» очень уважали и любили его и за высокую работоспособность и открытость. Последние годы Лха Сурен жил и работал в Улан-Баторе. К сожалению, он рано ушел из жизни, но ансамбль «Саяны» помнит и чтит этого замечательного балетмейстера.
Лха Сурэн, А.Серен, А.Канзай с артистами балетной группы ансамбля «Саяны», 1984 год
Монголия, 1984 год.
Среди артистов ансамблей Тувы и Монголии фотограф-профессионал Юрий Косарьков
Кан-оол Монгуш, Бат-Баатар, Борис Монгуш,
артисты оркестровой группы (марин-хууристы)
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.