Воспоминания Заслуженного артиста РФ и Народного артиста РТ Донгака Монгуша, ветерана ансамбля «Саяны».
Для поездки в Москву на предварительный просмотр были отобраны артисты балета Нина Сайбуу, Вячеслав Донгак и я, Донгак Монгуш. Повезли «Баядский танец». Он идет четыре минуты. Но перед этим в телеграмме нас предупредили: хронометраж номера должен быть не более двух минут. Стоял вопрос – как это сделать? Репетитору, Заслуженной артистке РСФСР и Тувинской АССР, Евгении Мычиновне Салчак удалось логично скомпоновать танец до нужной продолжительности.
Приехали на базу прославленного ансамбля «Березка». Артистов из Тувы просматривали художественный руководитель прославленного ансамбля народного танца России Игорь Моисеев и художественный руководитель академического ансамбля «Березка» Надежда Надеждина. Оба – Герои Социалистического труда, Народные артисты СССР. Вместе с нами свои номера показывали коллективы из Мордовии, Бурятии, Марийской республики, Чувашии, Удмуртии. После просмотра нам велели сократить номер до 45 секунд и отпустили домой до вызова. Мы вернулись в Туву. Вячеслав Донгак, который в это время поступил в ГИТИС, остался учиться в Москве.
На репетицию вызвали уже в сентябре 1977 года. Готовились два месяца на базе прославленного ансамбля «Березка» под руководством Н. Надеждиной, репетировать с их артистами было не только интересно, но и полезно. Они к нам относились очень внимательно, если что-то не так – сразу подсказывали в очень тактичной форме. Это позволяло стереть разницу между танцорами «Березки» и «Саян».
Режиссером и главным балетмейстером концерта был Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, художественный руководитель Академического ансамбля народного танца Игорь Моисеев. Второе отделение начинали мы – артисты, представляющие РСФСР. Программа составлена так, чтобы за определенное время показать всё многообразие нашей многонациональной культуры – гордость горного кавказского народа, гибкость, как у тюленей и моржей, народов Севера, стремительность, как у коней народов степей.
2 ноября. После обеда все оделись в гостинице в концертные костюмы и выехали на автобусах в Кремлевский дворец съездов. Первое отделение – классика, второе начиналось с большой праздничной сюиты с участием артистов из ансамблей РСФСР. Мы втроем волновались от большой ответственности и одновременно чувствовали гордость! Мы – крохотная частичка своей маленькой республики в центре Азии – представляем её в Кремлевском Дворце на торжественном концерте. Наш выход, танцуем свой танец и видим – на первых рядах сидят очень большие даргалары – Л.Брежнев, Ф.Кастро, Ю.Цеденбал и другие.
После нас выступали коллективы союзных республик. По окончании большого представления все участники, около двух тысяч, вышли на площадь перед Кремлевским дворцом. Как одна большая семья, танцевали, радовались. Назавтра мы с Ниной Сайбуу вылетели домой, а Вячеслав Донгак продолжил свое обучение в ГИТИСе.
ЛЕНИНГРАД. ПЕРВАЯ СТАЖИРОВКА
В 1978 году по соглашению Правительства Тувы с Ленконцертом было принято решение отправить Государственный ансамбль «Саяны» на годичную стажировку в г. Ленинград, в творческую мастерскую эстрадного искусства – для подготовки новой программы с пошивом новых концертных костюмов. Сегодня трудно представить ощущения коллектива от этого решения. Привлекала новизна, перспективы… Артисты не могли даже представить – учиться в самом Ленинграде! А с другой стороны – как семья, дети?! Ведь стажировка на целый год!
К сожалению, на стажировку были отправлены только балетная группа и солисты-вокалисты. Хоровая группа была оставлена в филармонии, и она постепенно распалась, о чем все эти годы ветераны сожалеют.
Хор Лесникова напоминал совершенный многоголосный инструмент, Роберту Николаевичу удалось настроить этот инструмент на тувинский лад. Он использовал все доступные средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание передавало тончайшие оттенки чувств, воплощенные в музыке. И эти чувства, полученные ветеранами от своих учителей, до сих пор живы. И жива в душах ветеранов неутихающая боль за несправедливую утрату прекрасного хора ансамбля «Саяны». И это чувство несправедливости постоянно двигало их вперед и до сих объединяет их. Стараются участвовать во всех мероприятиях ансамбля, поют, репетируют…. Репетируют с надеждой, что когда-нибудь в «Саянах» вновь возродится хоровая группа.
До 1978 г. в ансамбле был сводный оркестр, в его составе были баян, кларнет, трубы, барабаны – без национальных инструментов. Во время стажировки в Ленинграде был сформирован оркестр национальных инструментов. Первыми артистами оркестра стали Александр Шактар (флейта), Чечек Монгуш (чанзы), Борис Монгуш (марин-хуур, игил), Арина Оюн (бызаанчы), Владимир Монгуш (ударные инструменты). Хоровики Светлана Сурун, Татьяна Соржу освоили национальные инструменты.
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.