Каждый артист – частичка одного целого!
С программой, подготовленной во время первой стажировки ансамбль «Саяны» отработал более четырех лет, перед руководством республики вновь встал вопрос об обновлении программы коллектива. В 1983 году министр культуры республики Серен Анатолий Сергеевич написал письмо руководителям мастерской Ленконцерта с просьбой принять «Саяны» на повторную стажировку. Просьба была удовлетворена, и коллектив поехал в Ленинград. (см. Приложение №10).
Состав ансамбля за эти годы пополнился молодыми специалистами, выпускниками Улан-Удэнского хореографического училища. Это артисты балета Айлана Чанзан, Антонина Ооржак, Сергей Ооржак, Вячеслав Сарыглар, Данил Данзын, Светлана Маады и др. Пополнился и оркестровый состав. Кроме этого, еще до выезда коллектива на стажировку в Ленинград были отправлены несколько одаренных ребят для обучения танцевальному искусству. И вот они тоже должны были присоединиться к основному составу ансамбля для прохождения стажировки. Руководителем группы была назначена артистка балета Любовь Сюктерек.
Вторая стажировка шла с ноября 1983 года по июнь 1984. Была поставлена новая концертная программа, пошиты концертные костюмы. Третья стажировка в Ленинграде состоялась в 1989 году.
Коллектив чувствовал большую заботу со стороны руководства республики и благодаря такому вниманию Государственный ансамбль «Саяны» на протяжении многих лет был на высоком творческом уровне и достойно представлял самобытное искусство Тувы на самых престижных площадках страны и мира.
Многие номера из программ, подготовленных во время стажировок в 80-х годах, на протяжении десятков лет радовали зрителей. Это, например, «Охотники и лань», «Юность Тувы», «Огонь», «Пробуждение», «Девушки с веерами», «Колокольчики», «Кукушки», «Кара-аът» и другие.
Несколько отличалась программа ансамбля, поставленная во время стажировки 1989 года. Она составлена была из номеров с театрализованным уклоном. Из одного номера вытекал другой, танцы разбивались песнями и разными фольклорными номерами горловиков и вокалистов – скороговорками, частушками в обработке фольклориста Мациевского.
В этот период женская часть балетной группы ансамбля была в следующем составе: Татьяна Ондар, Надежда Даржаа, Лина Оюн, Марина Кол, Саглаана Сапык оол, Татьяна Мякишева, Нелли Салчак, Даримаа Балданжабон, Светлана Маады, Антонина Ооржак, Чойганмаа Санчай, Чодураа Хаажык, Саяна Монгуш, Анай-Хаак Дурбулек. В мужской состав балетной группы входили Оюн: Оюн Кожер-оол, Монгуш Донгак, Олег Артна, Алексей, ОрлаМонгуш н, Вячеслав Сарыглар, Начын Наважап, Модест Нурсат, М. Оюн, Нил Комбуй-оол. Вокалисты: Демир-оол Кежиктиг, Надежда Куулар, Светлана Сурун, Санчат Титов, Урана Байкара, Урана Монгуш, Откун Достай, Татьяна Соржу. Оркестр: Владимир Монгуш, Роза Монгуш, Борис Монгуш, Чечек Монгуш, Кан-оол Монгуш, Раиса Ховалыг, Ирина Ондар, Алина Оюн, Александр Шактар, Алдын-оол Севек, Нямсурен.
Период с 1979 года и до начала нового тысячелетия – это период самой активной творческой работы ансамбля, и основная нагрузка лежала на плечах артистов второго и третьего поколений. Именно на их долю выпали большие гастроли по России и по Европе. Артисты порой оставались без отпуска, настолько был плотным график работы.
Артисты второго и третьего поколений – почти все с соответствующим образованием и современным творческим мышлением. Многие из них стали лидерами в коллективе. Это Алексей Оюн, Орлан Монгуш, Татьяна Ондар, Саглана Сапык-оол (Давакай), Лина Оюн. Чуть позже засверкали талантом Омак Сат, Конга Шончалай, Аян Мандан-Хорлуу, Азиана Аракчаа, Омак Донгак, Владимир Ооржак и многие другие.
Во все времена в ансамбле были артисты, без которых его трудно было представить. Они не солисты, у них нет сольных номеров, но без них – номера куцые и не столь выразительные. Особенно это заметно в массовых танцевальных номерах ансамбля. Солиста можно заменить, а вот других – заменить трудно, потому что у каждого «свое место»! На то и ансамбль! К тому, же массовых номеров больше, чем сольных.
Согласно самому понятию слова «ансамбль» – это согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Поэтому каждый артист «Саян» – частичка одного целого! Каждый из них внес свой вклад в становление, развитие и процветание прославленного коллектива – Национального ансамбля песни и танца «Саяны».
Ленинград, 1983 год. Занятия оркестровой группы.
Г.Ленинград. 1983 год. Контрольный просмотр.
Ленинград, 1983 год. Занятия оркестровой группы.
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.