СЕМЕН БОРИСОВИЧ ГЕХТ И ЕГО «ПРАЗДНИК НА ЧАЙЛАГЕ»
В 1974 году для постановки второго отделения программы ансамбля «Саяны» был приглашен главный балетмейстер-постановщик Белорусской ордена Трудового Красного Знамени государственной филармонии Семен Борисович Гехт. Это был очень интересный мужчина – энергичный, веселый, темпераментный, шумный.
Новая музыкально-хореографическая композиция была объединена общим названием «Праздник на чайлаге» – веселый народный праздник на летней стоянке животноводов. Большое красочное полотно, которое смотрелось с неослабевающим вниманием: художественно поданные сцены труда и быта, праздничное гуляние с шуточными сценками и народными играми, свадебными и другими обрядовыми песнями и танцами, благопожеланиями – все это сделало представление интересным и содержательным.
Большую помощь постановщику оказывали художественный руководитель ансамбля Роберт Лесников и композитор Алексей Чыргал-оол. Музыку к представлению написал молодой композитор Дамба Хуреш-оол, а слова – Алексей Хуурак. Также использовано очень много музыки А. Чыргал-оола. В подготовке программы много помогал главный режиссер Тувинского музыкально-драматического театра Сиин-оол Оюн, он проводил занятия по актерскому мастерству, работал с текстовым материалом — подробно объяснял артистам, как донести до зрителя слова и их смысл. Сам Семен Гехт постоянно советовался с артистами, посещал музей, много читал, изучал тувинскую культуру.
«Праздник на чайлаге» очень понравился зрителям, потому что в композиции много юмора, задора. Жительница города Турана после просмотра сказала: «Людям особенно близка, понятна и интересна эта программа».
Сдача постановки состоялась в Доме политпросвещения (ныне – Дом народного творчества), присутствовали партийные и советские руководители, писатели, артисты, композиторы, художники. Они высказывали, свои опасения, что тувинскую программу ставил приезжий балетмейстер, однако после просмотра признали, что Семен Борисович справился с поставленной задачей. Дали ряд советов, которые нужно было учесть в дальнейшей работе.
С новой программой ансамбль побывал во многих точках Советского Союза, и всюду зрители принимали тувинских артистов с воодушевлением, пониманием и восторгом. Многие из них говорили, что благодаря музыкально-хореографическому представлению они словно побывали на экскурсии в Туве и познакомились с тувинским искусством.
Семен Борисович Гехт остался в Туве и продолжил свою трудовую деятельность в качестве художественного руководителя филармонии, некоторое время работал еще и директором этого учреждения, затем вернулся в Белоруссию. «Праздник на чайлаге», поставленный им, долгое время существовал в программе ансамбля, на 25-летие «Саян» эта вокально-хореографическая композиция восстанавливалась. В архиве ГТРК «Тыва» сохранилась небольшая часть программы.
«НА ЧАЙЛАГЕ», «Тувинская правда», В. Межова, 1974 год
– А теперь еще раз повторим сценку «хуреш». Донгак и Кожер-оол, займите свои места. Ты, Кожер-оол, должен быть уверен, что непременно победишь. Секунданты, пора выходить. Начали!.. Нет, нет, смеяться нельзя. Танцор должен уметь владеть мимикой…
Идет репетиция второго отделения концерта Тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны». Занятия по хореографии ведет приглашенный к нам в Туву главный балетмейстер Белорусской ордена Трудового Красного Знамени государственной филармонии Семен Борисович Гехт.
Пока идет долгая отработка танцевальных номеров, беседуем с художественным руководителем ансамбля, дирижером хора, Заслуженным работником культуры Тувинской АССР Робертом Николаевичем Лесниковым.
– Сейчас, – говорит он, – мы значительно обновляем программу. Второе отделение будет занимать сюита «На чайлаге», над которой мы в настоящее время работаем. Это – большое театрализованное красочное представление. В отличие от других наших концертов, здесь будет много юмора, сценок, которые вызовут улыбку зрителя. В представлении будет занят весь ансамбль.
Репетиция окончена. Семен Борисович объявляет артистам, что пока они свободны, а вечером – снова занятия. Затем подходит к нам, устало опускается на стул, смахивает со лба пот. Думается: как эффектно выглядят артисты на сцене, какие блестяще отработанные движения танцоров, как они легки, изящны! А многие ли знают, каких трудов это им стоит? При мне одна лишь сценка «хуреш» повторялась множество раз. Снова и снова Донгак Монгуш и Кожер-оол Оюн «бросали» друг друга на ковер, снова и снова выходили к ним секунданты Виктор Мартай-оол и Чечек-оол Монгуш. Последние двое, хотя и артисты хора, должны разучить многие движения, принимая активное участие в танце.
Семен Борисович говорит, что он охотно согласился на просьбу Государственной филармонии приехать в Туву, тем более, что до этого он никогда не бывал в центре Азии. Знакомство с богатой и самобытной культурой, фольклором тувинского народа начал с посещения краеведческого музея имени 60 богатырей и библиотек Кызыла. Много беседовал с работниками культуры Тувы. И вот вместе с Р. Н. Лесниковым они написали сценарий сюиты «На чайлаге».
«Должен сказать, – говорит Семен Борисович, – что работаю с большим увлечением, хотя и приходится нелегко. Для создания такого большого вокально-хореографического полотна, какое мы задумали, требуется много времени и сил. Но благородная цель воодушевляет нас. Мы прекрасно понимаем, как важно иметь государственному ансамблю хороший репертуар, достойный его высокой миссии.
– За месяц пребывания в Туве, – продолжает Семен Борисович – я успел заметить, что тувинцы очень музыкальны, легко и охотно импровизируют. Очень любят искусство, но, к сожалению, даже у артистов ансамбля нет еще настоящего профессионального мастерства. Надо работать, работать и работать. Я и мои коллеги по искусству убеждены, что ансамбль не может, не имеет права быть безликим, он должен иметь свое ярко выраженное лицо».
Роберт Лесников и Семен Гехт, 1975 год
В 1976 году уезжает из Тувы основоположник и художественный руководитель ансамбля Р.Н.Лесников, коллектив осиротел. Для артистов ансамбля это был шок!
Новым художественным руководителем тоже стал приезжий – Георгий Максимов очень хороший хормейстер, его супруга была балетмейстером. Он был уже в почтенном возрасте, но, несмотря на холода, зимой он ходил в легком пальто. Артисты удивлялись. Максимов подготовил новую программу перед плановыми гастролями по Монголии и Украине.
Музыкально-хореографическая композиция «Праздник на чайлаге». Телевидение, 1974 г.
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.