ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ охоты тувинские охотники традиционно делят, по выражению, на «те, когда сам зверь приходит к охотнику» и «когда охотник идет за зверем».
К способам охоты, ориентированным на «приход зверя к охотнику», т.е. пассивным приемам индивидуальной охоты, относят, прежде всего, организацию засад – кедег, дозуг.
Кедег (засада). Отличие кедег от дозуг состоит в том, что дозуг является способам охоты, основанным на ожидании зверя у тропы в местах переходов к водопоям, солонцам, пастбищам, сезонной миграции. Охотник выступал как «перехватчик», добывая проходящего зверя. Кедег называют засады, которые организовывали «в конечных точках маршрутов зверей», в которых они проводили некоторое время.
Кедег происходит, вероятно, от наименования местности кедээ – нагорный. В открытой, степной местности организация засад невозможна, поскольку негде спрятаться, нет мест, куда зверь обязательно придет. Охотнику предварительно известны все условия прихода животных: сезон, время суток. Например, известно, что в ночь, с появлением зелени, после дождя копытные (маралы, косули и т.д.) активно посещают солонцы. В этот момент охотник организовывал засаду у солонца. Отсюда и кедээр – подстерегать, выслеживать, подкарауливать, быть в засаде, красться, подкрадываться.
Дозуг – засада у звериной тропы; дозуг манаар – сидеть в засаде у звериной тропы.
Способы, когда «охотник идет к зверю»:
Кедээр; кедеп аңнаар – скрадывание, способ скрытого сближения со зверем на дистанцию поражения оружием. Этот способ используют при обозначении охоты с подхода, когда охотник крадучись, осторожно движется по лесу в поисках зверя.
Сүрер – способ преследования видимого зверя верхом на коне, либо преследование на лыжах в зимнее время; «преследование гоном».
Истээр (отыскивать, идти по следу), преследовать по следам. Идти по следам может и группа охотников, но почему-то принято «поиск зверя по следам» считать простейшим индивидуальным способом охоты. Возможно, потому, что искать по следам зверя мог каждый носитель культуры.
Отличие способов охоты состояло в том, что в одном случае, охотник преследовал зверя, которого видел, в другом, преследование осуществлялось по следам, оставленным зверем. Сүрер предполагал, что охотник видит преследуемого зверя. Истээр означает идти по следу, оставленному зверем. Под преследованием зверя предполагалось не просто увеличенное расстояние между охотником и добычей, а порой значительный промежуток времени до нескольких дней с момента оставления следа зверем. Сүрер и истээр являются двумя разновидностями одного и того же приема традиционной охоты-преследования.
Охота с помощью самоловных средств
Охоту с помощью всех видов самоловных средств традиционно относили к индивидуальной охоте. Обычно охотой с самоловами занимались старые охотники, для которых активные виды охот были обременительны. Группами охотники с помощью самоловных средств никогда не охотились.
Охоту называли в зависимости от используемого самоловного средства:
Дузактаар – охота с помощью петель. Наряду с самострелом ая – один из самых распространенных, традиционных способов лова. Петлями ловили практически всех зверей тувинской тайги от белки до лося.
Аялаар – охота с самострелом – ая. После петельного лова это был наиболее распространенный, традиционный способ охоты. С помощью самострела охотились на всех зверей размером от соболя до лося.
Аялаар – основное средство в борьбе с хищниками. Основное поголовье волков в Туве уничтожалось с помощью самострелов. Применение самострела ограничивалось только его опасностью для людей и домашних животных. Традиционно хищников (волков) истребляли самострелами и с помощью яда.
Хораннаар – охота на хищников (волков) с помощью яда.
Какпалаар – охота с помощью традиционных капканов. Существовало множество приспособлений для отлова пушных зверьков, все эти приспособления называли капкан.
Маспактаар – охота с помощью маспак (древнее тувинское традиционное орудие лова) – кулема. Существовало несколько видов самовольных средств, принцип действия которых был основан на использовании большого веса давилок для отлова зверей. С помощью маспак добывали практически всех животных в тайге. Чаще всего использовали для отлова пушных зверьков.
СПОСОБЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ОХОТЫ
К коллективным способам охоты относят загонную охоту – аң сегиртиир, большие облавные охоты – аглаар, охота с загоном в дес (искусственные ограждения вне зависимости от материала и способа изготовления, предназначенные для охоты на диких зверей) – дестээр, т.к. их применение ориентированно, прежде всего, на привлечение относительно большого числа людей.
Сегиртиир является базовым приемом, применяемым при организации большей части коллективных охот. Суть сводится к тому, что все охотники разбиваются на «загонщиков» — тех, кто выгоняет зверя на стрелков в засаде, и стрелков-охотников, ожидающих в засаде зверя. Подобную охоту могут провести не менее двух людей, поэтому этот прием является, прежде всего, приемом коллективной охоты.
Аглаар – загонять зверя в засаду, устраивать облаву. В прошлом существовал вариант аглаар с участием большого количества людей. Каждый из участников охоты выступал стрелком и загонщиком в одном лице. Охотники, растянувшись цепью, охватив кольцом огромное пространство, гнали перед собой всех зверей без разбора в определенное, расположенное в центре круга, место.
Облавная охота аглаар в Туве сохранилась в форме зимней охоты на волков, преследованием на конях.
Дестээр. Охота с использованием дес являлась одной из разновидностей облавной охоты. Она организуется следующим образом. В местах, где существовал проход в горах, точнее в труднопроходимых участках, устраивался забор. Функцию забора могли выполнять завалы из камней, сваленных ветром бревен с корневищами, либо обычный забор, такой же, какой устраивают при строительстве загонов. В местах, где было много леса, устраивались «засеки», валились деревья в одном направлении в несколько рядов. На отдельных участках при отсутствии возможности устройства забора стояли люди, вымешивались вещи, хоютку (пугало) или устанавливались самострелы ая.
Зверь «подгонялся» к крыльям загона дес издалека, порой на несколько десятков километров. Крылья загона дес выступали своеобразной конечной фазой большой охоты, охватывающей большие территории, порой на значительном удалении от «входной части» загона.
Охотники никогда не зацикливались на определенном приеме и в каждой отдельной ситуации применяли наилучшим образом подходящий способ добычи зверя.
Материал подготовила: Момбулай Оралмаа,
редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Источник:
Даржа, В. Способы индивидуальной и коллективной охоты тувинцев / В. Даржа. – Текст : непосредственный // Традиционные мужские занятия тувинцев / В. Даржа. – Кызыл, 2009. – С. 344 – 354.
Фото из использованной литературы.