Охота, наряду со скотоводством, одна из древнейших видов хозяйственной деятельности, являющейся источником жизни тувинского народа. Охотничий промысел давал в древности тувинцам не только пищу и одежду, но и жилище, являясь одним из составных частей чума – его покрытием.
Наши предки охотники-тувинцы с огромным уважением относились к объекту охоты, а чувство меры и соблюдение сезона охоты на тех или иных животных давало возможность восстановить популяции промысловых животных.
Охотники – люди довольно суеверные и уделяют немало внимания разным приметам, обычаям, ставшими традиционными среди них. Издавна у тувинских охотников, как и у других народностей, существовали свои особые обычаи и традиции, которые были и остаются составной частью охотничьей этики – соблюдения определенных норм поведения и взаимоотношения охотников. Охотничьи традиции и обычаи воспитывают у охотника дисциплину, честность, дружелюбие, осторожность при стрельбе. В коллективной охоте – это порядочность и скромность, спокойствие, благоразумие и самообладание.
Обычаи и традиции тувинских охотников складывались на протяжении многих веков. И в наши дни большинство придерживаются этих обычаев.
- После разбивки охотничьего лагеря обязательно проводят обряд жертвоприношений хозяину Тайги. Для чего с солнечной стороны от стоянки устанавливают на треноге плоский камень, на котором жгут жертвоприношения.
Каждый охотник сразу зажигает костёр и варит чай с молоком. Когда чай вскипит, в первую очередь, охотник делает обряд обрызгивания свежезаваренного чая с молоком тос-караком – девятиглазкой. После обрызгивания чая охотник бросает в огонь еду. Основной смысл данного обычая заключается в том, что охотник обращается к Таңды – тайге, как к божеству и просит у него помощи при охоте.
- Охотились исключительно на взрослых самцов диких животных. Убийство самки оценивалось как знак несчастья для охотника. Если самка была с детёнышем и охотник случайно подстрелил её, то он обязан был, во что бы ни стало, найти детёныша. Нельзя было оставлять сироту одного. Обычно детёнышей косули, маралят и других копытных привозили на стоянки и выращивали с домашним скотом. Если детёныши были относительно большие и не представлялась возможность их поимки, то полагалось добить его, не оставлять в живых. Считалось, что он без матери все равно погибнет страшной, медленной смертью, но погибая, он нашлёт проклятие на своего обидчика, которое неминуемо сбудется.
Если случайно убивают самку или детёныша, то обязательно проводят камлание и просят о пощаде. Вообще убийство самки или детёныша оценивалось как крайне отрицательное деяние, знак опасности для охотника или его близких.
Детёнышей копытных искали с помощью манка – эдиски. На его звук идёт только самка и детёныш.
- Из страха перед «проклятием сироты» тувинцы никогда зимой не охотились. По этой же причине никаких иных способов охоты с использованием эдиски не практиковали. С эдиски охотились только нищие и деградированные люди, которых голод заставлял идти на любые преступления.
- Во время охоты нельзя было стрелять более трёх раз. Существует мнение, что хозяин Тайги, предоставляя зверя, тем самым «испытывает» охотника. Если не удастся поразить зверя тремя выстрелами, то считается, что хозяин Тайги «обиделся» на охотников. При продолжении охоты, удача может надолго отвернуться от охотника.
- Существовало правило: из двух встретившихся зверей добывать только одного самца, из пяти – двух самцов. Более добывать запрещалось. Считалось, что нарушение этого правила ведёт к несчастью для самого охотника.
- В окрестностях стоянок – аала категорически запрещались все формы охоты, кроме добычи хищников. Считалось, что добыча зверя возле стоянки отразится на домашнем скоте. Хозяин местности может отомстить за смерть живого существа.
- Добыв марала, медведя или соболя, обязательно проводят обряд, цель которого умилостивить жертву и отблагодарить за добычу хозяина Земли – чер ээзи.
- Если охотники охотятся группой и убивает только один, то он обязан поделиться с другими. Во время охоты заднюю часть застреленного животного преподносят самому старшему охотнику
- Один из добрых обычаев у тувинцев является обычай ждать и получать подарок от самого умелого охотника – курдюк. Когда охотник возвращается с крупной добычей, восклицают: «Ужа! Ужа!» (курдюк). Пожилые люди утверждают, что добыча охотника из тайги – это дар матери природы, поэтому бытовала традиция, согласно которой охотники и другие люди поровну делили между собой добычу. Никогда не продавали мясо косули, марала, диких кабанов и других животных.
- Каждому из встретившихся на пути людей охотник обязан отдать небольшую часть добычи. Все дикие звери считались собственностью хозяина Тайги. Добыча оценивалась как знак расположения к охотнику. Она считалась не только подарком хозяина Земли, но и своеобразным тестом на порядочность и доброту, т. е. положительно оцениваемые качества человека. Если охотник поделится даром с нуждающимися, то удача не оставит его. Если нет, то удача может отвернуться от него. Кроме того, передача части добычи оценивалась как «размывание» ответственности за пролитую кровь. Принявший дар становился как бы соучастником деяния.
- Если вдруг неожиданно охотник убивал подряд несколько зверей, то он обычно тут же останавливался, приносил жертвоприношения хозяину Тайги и возвращался домой. Обильная добыча, много пролитой крови, оценивалась как крайне дурной знак, свидетельствующий о желании высших сил проверить охотника на добропорядочность. Считалось, что если охотник самостоятельно не остановится, продолжит охоту, то дома у него обязательно произойдут несчастья с близкими людьми или с домашним скотом.
- После тяжёлой для зверей зимы, связанной с высоким уровнем снега, бескормицей, падежом и тому подобному явлениями, на диких зверей никогда не охотились.
- Все места, в которых ежегодно происходил отёл самок лосей, маралов, козерогов, архаров, косуль, кабарги, считались заповедными. Посещение этих мест категорически запрещалось.
- Существует категорический запрет на добычу определённой категории зверей, их называют по-разному «хозяин», «царь», «мать». Например, белку особого вида назвали «мать», особо крупных самцов маралов светлой масти, с огромными рогами – «царь», крупных седых медведей или особо крупных медведей-самцов с белым «воротничком» – «хозяин».
То же относится к козерогам, архарам. Убийство подобного зверя считалось как страшный грех и знак неминуемой опасности для охотника.
- Каждый охотник в тайге соблюдает обычай уважения (почтения) друг друга. В различных районах Республики Тыва на таёжных охотничьих территориях имеются охотничьи избушки – аңчы чадыр, которые содержатся в хорошем состоянии независимо от того, кем он был построен. В таких избушках всегда имеется то, что нужно для охотника: не портящиеся продукты питания, соль, чай, табак, спички, а иногда даже консервы. Уходя из избушки, каждый охотник должен по мере возможности возместить то, что использовал: наколоть дрова, прибрать мусор, оставить за съеденные продукты то, что у него имеется. Обычай почтения существовал у тувинцев с древности и соблюдается до настоящего времени без изменения. В таёжных местах в различных обстоятельствах (во время охоты, сбора дикоросов и т. д.) люди могут заблудиться или попасть в трудную жизненную ситуацию, и соблюдение вышеописанного обычая может помочь любому, кто окажется в подобном положении. Уезжая из охотничьей избушки, охотники оставляют метку в ту сторону, куда пошли, чтобы пришелец знал, куда можно направляться.
Тувинские охотники во все времена – и в прошлом, и в настоящее время соблюдали и соблюдают обычаи своих предков.
Материал подготовила Момбулай Оралмаа,
редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Источники:
- Даржа, В. Традиции и обычаи тувинских охотников. – Текст непосредственный // Традиционные мужские занятия тувинцев / В. Даржа. – Кызыл, 2009. – С. 342-343.
- Кенин-Лопсан, М. Охотничьи обычаи. – Текст непосредственный // Традиционная культура тувинцев / М. Кенин-Лопсан. – Кызыл, 2006. – С. 62.
Фото из сети интернета.